Смекни!
smekni.com

Креативность в младшем школьном возрасте (стр. 6 из 11)

Все изменяется. Практически в каждой области жизни мы сталкиваемся с молниеносным старением и смертью фактов, теорий и методов. Да и темп движения истории в последнее время значительно ускорился. Наше время более изменчиво. Предельно ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, процессы трансформации психологической реальности, рост благосостояния: все ежедневно складывается в новую, прежде неведомую комбинацию и ставит человека перед необходимостью соответствовать ей. Назрела необходимость в ином типе человека, способного жить в постоянно изменяющемся, постоянно движущемся мире, который не чувствовал бы там себя потерянным, потому что изменения воодушевляли бы его. Это был бы человек, способный к импровизации, уверенный, мужественный, сильный, человек, который мог бы с честью и с радостью встретить неожиданную новую для него ситуацию.

Требуется свежий взгляд, воспринимающий мир как поток, как движение, как процесс, но никак не в виде набора предметов, существующих вне времени. Общество, взрастившее таких людей, сможет выжить, общество, которое не сможет вырастить такого человека обречено.

Следует остерегаться рассматривать креативность с точки зрения практической выгоды, с точки зрения продуктивности в виде творимых художественных произведений, а упор в рассуждениях о креативности следует делать на импровизацию и вдохновение. Ведь согласно психологическим исследованиям процесса творчества и творческих людей, креативность делится на первичную и вторичную. Первичная креативность, или этап вдохновенного творчества, обязательно должна быть отделена от вторичной - от процесса детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Эта вторая стадия включает в себя не только и не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу, успех ее в значительной степени зависит от самодисциплины творца, который порою тратит всю жизнь на то, чтобы освоить конкретные орудия творчества, проникнуть в сущность материала, развить инструментальные умения и навыки, прежде чем наконец бывает готов в полной мере выразить то, что он видит или чувствует.

Вторичная креативность, на которой зиждется реальный художественный продукт - великие картины, романы, изобретения, и т.п. - направила бы нас к изучению совершенно иных человеческих добродетелей, таких как упорство, терпение, трудолюбие и выносливость, поскольку именно они лежат в основании этого этапа творчества.

Высокая изобретательность и креативность у детей бесспорна, и детей очень мало беспокоит проблема продуктивности творческого процесса. Представьте себе ребенка, который, глядя на свои пальцы, постигает десятичную систему исчисления. Разве это не момент постижения истины, не мгновения высшего озарения, не процесс творчества, разве можно отмахнуться от величия этого события, исходя их некого первоначального определения, утверждающего, что творчество должно быть социально полезным или что оно должно быть облечено в высокохудожественные формы или в невиданные доселе новаторские формы.

Креативный подход к жизни требует от человека известного мужества и силы: упрямства, самодостаточности, независимости, силы характера и т.д.; человек уже не стремится нравится окружающим, соответствовать их ожиданиям, он не боится быть непопулярным. Трусость и неуверенность в собственных силах убивают творческое в человеке, или, если угодно, не оставляют креативности шансов проявиться. Креативность выступает как системное качество, как объединяющее, создающее качество целостной личности, она не приходит к человеку, как слава со слоем позолоты на памятнике, и не охватывает его, как лихорадка от неких микроскопических бактерий высших способностей.

Человек, сконцентрированный на акте творчества, теряет обычную дробность и приобретает цельность. Отсутствие страха - заслуга увлеченности. Позитивный подход к этому вопросу позволяет увидеть, что если человек бесстрашен, он может позволить себе углубиться в таинственное, неизведанное, новое, туманное и противоречивое, необычное и непредсказуемое, у него достанет внутренних сил, чтобы не подозревать, не бояться, не защищаться и не объясняться, он остается спокоен, а значит не потратит сил на борьбу с собственными тревогами и страхами. После множества попыток понять креативную личность можно утверждать, что существуют сотни или даже тысячи условий для развития креативной личности. Каждый шаг к психологическому здоровью равен по величию изменению всей личности человека. Только такой человек будет способен на бескрайнее разнообразие в поведении, в своих переживаниях, в познании, общении, обучении, работе и т.д., каждое из проявлений его личности станет более «творческим». Он просто станет другим человеком, который будет вести себя иначе во всех областях жизни.

Креативность порождается общим психологическим оздоровлением личности. Более того, все, что способствует развитию творческих способностей, одновременно помогает человеку стать хорошим родителем, хорошим педагогом, хорошим гражданином, хорошим танцором, все равно кем. И только затем обязательным образом проявятся и специфические факторы, которые отличают хорошего отца от хорошего танцора или хорошего композитора. Итак, источники креативности, сам процесс генерации идеи лежит в самой глубине человеческой природы, лежит настолько глубоко, что в научном лексиконе не выработана терминология для обсуждения их.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается «одной, но пламенной страстью».

Природа возложила на человека адаптивную необходимость выполнения в процессе жизнедеятельности разнообразных дел: ситуативных, бытовых – и «вечных», общения с людьми – и уединения, общения с дикой природой – и в цивилизованной среде, осуществления как умственных, так и значительных физических нагрузок, руководства – и подчинения, и т.д.

Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е., помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации. И наоборот, оно, при дисгармоничном отношении педагога к результатам творчества детей, может фанатизировать их жизненную мотивацию и притязания, делать их стремления односторонними и зацикленными. В погоне за максимальным успехом педагог может поощрять сверхусилия и хронические перенапряжения, вредя тем самым здоровью детей. В таком случае неосознанно поощряются и завышенная самооценка и притязания («Вы – соль земли»), активируется стремление быть лучше всех, занять лучшее положение в группе и в обществе в целом. Такого рода стремления усиливают конфликтность личности в общении с людьми и, в конечном счете, с самим собой, что накладывает свою печать и на творческие образы и общее самочувствие человека.

Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций – это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога, повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей. Внимательный, честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними с точки зрения рекомендуемых конструктивных личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий.

4. Опытно-экспериментальная работа

Опытно-экспериментальная работа проводится на базе школы-лаборатории № 760 (г.Москва) и школы № 19 (г. Сергиев Посад), среди учащихся третьих классов. Здесь необходимо сказать, что Московская школа № 760 – одна из тринадцати в России школ-лабораторий. Одна из долгосрочных комплексных программ школы называется так: «Сохранение здоровья ребенка. Здравосохраняющее обучение». Уже десять лет школа работает по технологии доктора медицинских наук, профессора В. Базарного. И успешно работает. Плохую осанку здесь имеют менее 5 процентов учащихся, зрение ниже единицы наблюдается менее чем у 10% школьников. В классах этой школы еженедельно по пять уроков физкультуры, три из них отданы лечебной гимнастике.

Большие экологические панно, построенные, на основе ассоциативных картинок из детских снов, украшают стены. Под потолком во всех четырех углах - загадочные ящички с меняющимся изображением. Стоит учителю щелкнуть особым рычажком, как в ящичках-экранах появятся яркие картинки.

Первый принцип новой педагогики – обучение в движении. Дети на уроке меняются местами, то сидят за обычной партой, то переходят к конторке и пишут стоя. Еще один принцип: учиться писать надо не шариковой ручкой, как это заведено в нашей школе с 1968 года, а по старинке – металлическим пером, «с нажимом», периодически макая перо в чернильницу. При таком письме глаза и руки ребенка движутся в определенном ритме, на который настраиваются его сердце и дыхание. «Поставить ритм ребенку – это поставить ему психику, поставить чувство времени». Овладение письмом не должно быть быстрым – ведь энергии на эту науку уходит, оказывается, больше, чем на постижение основ игры на фортепьяно. Причем обучение письму безнажимным, «шариковым» способом провоцирует у малышей... стенокардию.