Смекни!
smekni.com

Сон и сновидения 3 (стр. 2 из 3)

Влияние сна на здоровье и диагностическая роль сно­видений признавались и в тибетской медицине, сведения о которой содержатся в обширном труде «Жуд-Ши» («Четыре основы»). Согласно этому учению, сновидения могут быть следствием шести причин: «видят во сне то, что видели наяву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувствовали, то, что надеялись сделать, или, наконец, бывают сны, которые предвещают серьезное расстройст­во питания, т. е. заболевание».По мере развития есте­ствознания возникали различные теории, пытавшиеся научно объяснить механизмы сна. Так, одна из первых теорий объясняла причину наступления сна отравлениеммозга особыми веществами — гипнотоксинами, накапли­вающимися в организме в период бодрствования. Другая теория связывала сон с перераспределением крови, а именно с изменением кровоснабжения мозга. Третья рас­сматривала сон как результат возбуждения особого «цент­ра сна» в мозгу. Однако эти теории не давали всесторон­него объяснения явлений, связанных со сном, не раскры­вали причин чередования сна и бодрствования.

Современное представление и объяснение сна.

Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших по­лушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в те­чение периода бодрствования и снижения их возбуди­мости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга — средний мозг, подкорковые образова­ния — обусловливает углубление сна. При этом в состоя­нии торможения, частичного функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются ин­формацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно пол­ноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон — жизненно необходимая потребность организма, не менее важная, чем пища. Физиологи эксперименталь­но доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же ее лишить сна, она погибает через 10—12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Известны, однако, несколько исключений из этого правила, которые до сих пор представляют собой загад­ку для ученых. Медицинским чудом называли врачи все­го мира 77-летнего шведа Олафа Эрикссона, который не спал более 46 лет. В 1919 году он перенес тяжелую фор­му гриппа. Возможно, что болезнь дала какие-то ослож­нения на мозг. С тех пор он не мог уснуть. Когда ему потребовалась какая-то хирургическая операция, вра­чам не удалось его усыпить даже с помощью наркоза, и операцию с трудом провели под местной анестезией. Аналогичный случай имел место в Лондоне. Англичанин Сидней Эдвард не смыкал глаз более 35 лет с июльской ночи 1941 года, когда во время воздушного налета по­гибла его невеста. Сидней был очевидцем трагедии, и психический шок навсегда лишил его сна. «Я не вижу разницы между днем и ночью,— говорил он.— Для меня

это лишь бесконечная цепь постоянно сменяющихся ча­сов. Когда гаснут огни, для меня начинаются настоящие мучения. Я остаюсь совершенно один и чувствую себя таким же безутешным, как потерпевший кораблекруше­ние в открытом море».

С другой стороны, известно немало случаев длитель­ного сна. Американка Патриция Магуира, например, спала беспробудным сном более 18 лет. В январе 1947 года, узнав о гибели жениха, она вдруг начала зевать. Роди­тели посоветовали ей лечь в постель. Патриция легла и с тех пор не просыпалась. Еще более таинственный слу­чай произошел с норвежкой Августой Лангард, которая не открывала глаз с 1919 по 1941 год. За это время ее лицо совершенно не изменилось. Когда же она просну­лась, то начала стареть буквально на глазах. Через пять лет после своего пробуждения Августа умерла. 20 лет про­спала жительница Днепропетровска Надежда Артемовна Лебедина. В 1953 году она почувствовала легкой недомо­гание. Накануне она ездила навестить мать, где, как выяс­нилось впоследствии, испытала нервное переживание, а в дороге простудилась. Через неделю она вдруг заснула, но сон продолжался и на второй день, и на третий... Все попытки вывести ее из забытья успеха не принесли. Боль­ную поместили в клинику, кормить ее пришлось с по­мощью зонда. Некоторое улучшение наступило только че­рез полтора года. Через четыре года ее мать уговорила врачей выписать Надежду Артемовну из клиники и увез­ла ее к себе в село. Медицинские специалисты регуляр­но осматривали больную. Только в 1973 году родствен­ники стали замечать, что она проявляет признаки реак­ции, если рядом говорят о серьезно заболевшей к тому времени матери. Проснулась она в этом же году в день похорон матери. Психическое состояние Лебединой в даль­нейшем было абсолютно нормальным. К ней вернулся дар речи, она прекрасно помнила все, что происходило с ней до начала летаргического сна.

Детальное исследование явлений сна стало возможным после того, как был изобретен электроэнцефалограф — прибор для записи биотоков мозга. Именно с помощью этого прибора было установлено, что биотоки мозга спя­щего человека отличаются медленной активностью: их ча­стота колебаний— 1—3 в секунду, тогда как в состоянии бодрствования преобладают волны с частотой колебаний 8—13 в секунду.

При дальнейшем детальном исследовании оказалось, что по своим физиологическим проявлениям сон неодно­роден и имеет две разновидности: медленный (спокой­ный) и быстрый (активный).

При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медлен­ного сна общее количество движений спящего становит­ся минимальным. В это время его трудно разбудить.

При быстром сне физиологические функции, наобо­рот, активизируются: учащаются дыхание и ритм серд­ца, повышается двигательная активность спящего, дви­жения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна и получил название «быстрый»). Бы­стрые движения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить спустя 10—15 минут после окончания быстрых движений глаз, он расскажет об увиденном во сне. При пробуж­дении в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений. Несмотря на относительно большую активацию физиологических функций в быстром сне, мыш­цы тела в этот период бывают расслабленными, и разбу­дить спящего бывает значительно труднее. Таким образом, быстрый сон, с одной стороны, является более глубоким по сравнению с медленным, а с другой стороны, судя по ак­тивности физиологических функций,— более поверхност­ным. Поэтому он и получил название парадоксального сна. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедея­тельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в период появления быстрых движений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять — семь дней у него наступают психические расстройства.

В чем же заключается жизненно важная функция быстрого сна и его неотъемлемого компонента — снови­дений? Имеется уже достаточно научных данных, сви­детельствующих о том, что сон — отнюдь не пассивное тормозное состояние, способствующее лишь восстановле­нию сил и энергии. Во сне осуществляется особым образом организованная мозговая деятельность. В настоящее время ее сущность представляется следующим образом. В течение дня человек отбирает и запоминает жиз­ненно необходимую ему информацию, призванную ока­зывать то или иное влияние на его последующую актив­ность. Поскольку в состоянии бодрствования нервная система загружена в основном текущей деятельностью, информация, важная для будущего, фиксируется в долго­временной памяти без переработки. Именно во сне про­исходит переработка этой информации. На ее основе в спящем организме осуществляется всесторонняя целе­направленная подготовка физиологических систем к той деятельности, которая предстоит в последующем периоде бодрствования. Таким образом, сон — это специфическое активное состояние мозга, способствующее полноценному использованию имеющегося опыта и приобретенной ин­формации в интересах более совершенной адаптации ор­ганизма в период бодрствования. Народная мудрость давно заметила эту особенность и выразила ее в виде по­словицы «утро вечера мудренее». Сказанное позволяет понять, почему бессонница или же сон, вызванный фар­макологическими веществами (снотворные и алкоголь), угнетающими компоненты быстрого сна, так резко снижа­ют психическую и физическую готовность человека ак­тивно действовать после пробуждения.

Расстройство сна. Бессонница.

Анализируя сон как одно из основных естественных состояний человека, нельзя не отметить, что условия сов­ременной жизни все в большей мере вызывают его на­рушения. Несомненно, основной тому причиной являют­ся процессы урбанизации и те неизбежные последствия технического прогресса, которые приводят к снижению физических и повышению эмоциональных нагрузок.

Достоин сожаления тот факт, что в по­давляющем большинстве случаев эти расстройства бы­вают связаны с отсутствием необходимых психогигие­нических знаний и навыков, с легкомысленным отноше­нием к употреблению снотворных препаратов, которые нередко принимаются даже при незначительных эпизо­дических расстройствах сна или просто вследствие опа­сений, что по какой-то причине он может быть недоста­точно глубоким. Неудивительно, что такого рода ревни­тели «душевного комфорта» за счет фармакологии со временем пополняют многочисленные ряды лиц, страдаю­щих бессонницей.

Между тем причины расстройств сна не так уж мно­гообразны. Чаще всего такими причинами оказываются нарушения режима сна, страх, что сон может не насту­пить в положенное время, а также затянувшееся психи­ческое возбуждение, сопровождающееся неотступным наплывом разнообразных мыслей. Безусловный поло­жительный эффект во всех этих случаях дают специаль­ные психосоматические приемы. Еще Кант справедливо считал, что бороться с безудержным наплывом мыслей перед сном можно лишь одним чисто психологическим способом: «...как только человек ощущает в себе или осознает пробуждение какой-либо мысли, он должен сразу же отвести от нее внимание (будто он с закрытыми гла­зами перемещает ее на другую сторону); тогда посред­ством пресечения каждой появившейся мысли постепен­но возникает хаос представлений, в результате чего исчезает ощущение своего физического внешнего положе­ния и появляется совсем иное состояние, а именно не­произвольная игра воображения (которая у здорового человека и составляет сон) »[1].