Смекни!
smekni.com

Структура таланта (стр. 4 из 4)

В системе установок и мотиваций талантливого человека существуют несомненно такие,которые никогда не воспринимаются сознательно. Те же, что получили осознанную связь с объектом действительности зачастую оказываются в условиях как субъективного, внутреннего сопротивления, так и сопротивления внешнего. Когда же конфликт противоречивых тенденций оказывается сверхтрудным, непосильным человеку, волевое действие переходит в аффективное или импульсивное действие, разрядку. Может быть именно благодаря аффективному состоянию талант получает способность претворить в действительность те свои намерения, которые нам кажутся практически неосуществимыми? Вероятно в некоторых случаях это происходит именно так. Но всё-таки большинство талантливых людей решали тяжелейшие задачи благодаря долгому и упорному труду, который был возможен лишь при наличии сильных волевых качеств. Всем известно выражение “муки творчества”, но мало кто осознаёт, что сложный волевой творческий акт так же труден, как и физическое напряжение штангиста. Это в равной степени относится и к деятельности учёного и к труду художника. Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой противоположности между чувствами, интеллектом и волей. Один и тот же процесс может быть (и обычно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым.


Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфере

Возвращаясь к вопросу об аффективной разрядке, как об одном из путей реализации творческого потенциала, следует отметить, что речь идёт прежде всего о эмоциональном проявлении.

Любой человек как субъект деятельности, который познаёт и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей, и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определённым образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств, или эмоций.

Необычайно богата и насыщена эмоциями жизнь у всех талантливых людей, чья одарённость заключается в способности к вербализации образов или в способности выражать их изменяя объективную действительность, т.е у писателей, поэтов, художников и др.Их отличает возможность передать другим людям своё эмоциональное состояние, дать другим почувствовать то, что они чувствовали, увидеть то, что они видели.

Так как эмоциональная сфера генетически несомненно первоначально связана с инстинктами и влечениями, а так же с установками, как сознательными, так и бессознательными, то многие тенденции предопределяющие как замысел, так и сам процесс творчества, могут никогда не осознаваться человеком.Часто процесс творчества выглядит нежданным озарением, хотя за этим состоянием скрывается долгая психическая работа.Этот же самый процесс осознания может оказаться и сильно растянутым во времени. Например, Леонардо да Винчи, один из величайших художников эпохи Ренесанса писал свой знаменитый портрет Моны Лизы в течение четырёх лет, не будучи в состоянии его закончить.Учитывая то эмоциональное напряжение, которым для Леонардо ,по словам современников,сопровождался процесс творчества, этот факт свидетельствует о величайшей способности к волевой регуляции своей деятельности.


Заключение

Таким образом, завершая обзор структуры таланта необходимо подвести итог, ещё раз вернуться к основному вопросу- В чём закльчается сущность таланта?В данной работе выражен подход к таланту как к особому психическому состоянию, была сделана попытка рассмотреть этот феномен в русле чисто теоретического системного подхода.Это возможно благодаря выделению основных психических процессов и состояний качественное изменение в течении которых и порождает данный феномен.Содержательная сторона этой проблемы, несомненно заслуживает такого же внимания как и вопросы структуры.

Причины появления таланта и гениальности, разнообразные их проявления, проблемы , проблемы развития одарённых детей – каждый из этих вопросов заслуживает отдельной работы.Последний вопрос имееет сейчас очень большое значение.Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд.Поэтому как за рубежом так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможност как можно раньше начать реализовывать свой потенциал.Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Список используемой литературы

Акимов И.,Клименко В., О природе таланта.т.1.,Ст.М,1994г

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.

Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 79г.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.

Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М.,Школа-пресс,1993г

Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии в 2т,т2.М., Педагогика,89г

Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971г.

Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.


[1] См.: Гончаренко Н.В, - Гений в науке и искусстве,

Акимов И., Клименко В.,- О природе таланта