Смекни!
smekni.com

Шпаргалга по Возрастной психологии (стр. 23 из 30)

Программа детского сада. 2 качества:

построена на какой-то схеме, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год, делая определенные шаги по пути достижения этой цели.

программа самого ребенка

Требования школы к дошкольному обучению:

готовности к школе

готовности к предметному обучению

грамотности

Для того, чтобы было возможно предметное обучении, необходимо дифференцировать общее представление о том, что потом будет предметом обучения. Основная задача взрослого заключается заключается в том, чтобы подвести ребенка к науке.

68. Выготский Л.С. "Обучение и развитие в дошкольном возрасте"
Главный поднимаемый вопрос касается того, что представляют собой программы для дошкольного сада, чем они отличаются от программ для школы, какое место они занимают в педагогической работе детского сада, какого рода деятельность ребенка и с ребенком охватывают и разрабатывают эти программы.

Для рассмотрения этих вопросов в статье рассказывается о видах обучениях, к которым способен ребенок.

Так разделяют три вида обучения. Спонтанный свойственен детям 3 лет, так как они способны обучаться только по своей программе. Так же выделяют реактивный тип обучения, свойственный для учеников, они способны обучаться по программе учеников. А у дошкольников тип обучения между первым и вторым, т.е. спонтанно-реактивный. И это большая трудность. Потому что дошкольник способен обучаться только тогда, когда программа учителя становится его программой.

Так же необходимо понимать значение оптимального обучения. Т.е. существует нижняя оптимальная граница обучения и верхняя. Отход от этих границ отражается на умственном развитии ребенка.
В статье затрагиваются и зоны ближайшего развития. Необходимо знать, что процессы обучения находятся в зависимости от особенностей ребенка, находящихся в зоне его ближайшего развития.

Важнейшей особенностью в развитии сознания дошкольников является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка. В центре сознания становится память. В связи с этим у ребенка резко меняется мышление. Мыслить теперь для ребенка, значит разбираться в своих общих представлениях.

В связи с тем, что память становится центральным процессом у дошкольника появляется пара важных моментов. Перестраивается характер интересов и потребностей ребенка. Ребенок в этом возрасте переходит к новому типу деятельности творческому.

В дошкольном возрасте впервые возникают внутренние этические инстанции ребенка.
Дальше в статье уже говорить о требованиях которые должна удовлетворять программа детского сада, чтобы соответствовать возрасту ребенка. Во-первых, эта программа должна быть построена по какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, и делает шаги по пути движения к цели. Во-вторых, эта программа должна быть и программой ребенка, она должна отвечать эмоциональным интересам ребенка, особенностям его мышления.
Необходимо, так же различать в дошкольном возрасте две стадии. Первую стадию дошкольного возраста и вторую. Вторая стадия то когда ребенок в своем типа обучения спонтанно-реактивном ближе продвигается к школьному обучению. На этой стадии важно провести проверку ребенка на готовность к возможности реактивно обучаться

69. Л.С. Выготский «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» Отношение развития и обучения ребенка:

1) Независимость развития от обучения. Обучение - чисто внешний процесс, сам по себе не участвует активно в детском развитии, ничего в нем не меняет и скорее использует достижения развития, чем подвигает самый его ход и изменяет его направление (Пиаже).

Клиническая беседа с детьми - ребенка пяти лет спрашивают, почему солнце не падает, то имеют в виду, что ребенок не только не имеет готового ответа на этот вопрос, но и вообще не в состоянии, будь он даже гениальных способностей, дать сколько-нибудь удовлетворительный ответ. Смысл же постановки таких совершенно недоступных для ребенка вопросов заключается в том, чтобы полностью исключить влияние прежнего опыта, прежних знаний ребенка, заставить мысль работать над заведомо новыми и недоступными для него вопросами с тем, чтобы получить в чистом виде тенденции детского мышления в их полной и абсолютной независимости от знаний, опыта и обучения ребенка.

Часто говорят, что задача педологии в отношении процессов обучения заключается в том, чтобы установить, в какой мере развились у ребенка те функции, которые необходимы для усвоения известных областей знания и приобретения определенных навыков.

Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.

2) Обучение и есть развитие.

Рефлексология:

Обучение сводится к образованию условных рефлексов, развитие и есть воспитание условных рефлексов, т.е. процесс обучения полностью и нераздельно сливается с процессом детского развития.

При всей видимой противоположности этих двух точек зрения они в основном пункте совпадают и оказываются очень похожими друг на друга.

Основа развития мыслится как чисто натуралистический процесс, т.е. как природный процесс усложнения прирожденных реакций. Законы его являются природными законами, в которых обучение ничего не может изменить.

Законы развития - природные законы, с которыми обучение должно считаться, и в которых обучение бессильно изменить что-либо.

Есть и существенное различие, которое можно наиболее ясно представить, если обратить внимание на временную связь процессов обучения и процессов развития.

1) Циклы развития предшествуют циклам обучения. Созревание идет впереди обучения.

2) Оба процесса совершаются равномерно и параллельно, так что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Развитие следует за обучением, как тень следует за отбрасывающим ее предметом.

3) Попытка преодолеть крайности одной и другой точки зрения путем простого их совмещения. С одной стороны, процесс развития мыслится как процесс, независимый от обучения. С другой стороны, самое обучение, в процессе которого ребенок приобретает целый ряд новых форм поведения, мыслится также тождественным с развитием. Таким образом создаются дуалистические теории развития, ярчайшим представителем которых может служить учение Коффка о психическом развитии ребенка. Согласно этому учению, развитие имеет в своей основе два различных по своей природе, хотя и связанные, взаимно обусловливающие друг друга процесса. С одной стороны, — созревание, непосредственно зависящее от хода развития нервной системы, с другой стороны, — обучение, которое само, по известному определению Коффка, также есть процесс развития.

Новыми в этой теории являются три момента. Во-первых, соединение двух противоположных точек зрения.

Вторым новым моментом является идея взаимной зависимости, взаимного влияния двух основных процессов, из которых складывается развитие. Процесс обучения как бы стимулирует и продвигает вперед процесс созревания.

Третьим и самым существенным новым моментом этой теории является расширение роли обучения в ходе детского развития. За каждым предметом обучения признается известное значение в смысле общего умственного развития ребенка. Разные предметы с этой точки зрения имеют различную ценность в смысле умственного развития ребенка. Эта теория выдвигает положение, что влияние обучения никогда не является специфичным. Обучаясь какой-нибудь частной операции, ребенок тем самым приобретает способность к образованию структур определенного типа.

Школа, основанная на этой идее, клала в основу преподавания такие предметы, как классические языки, изучение античной культуры, изучение математики, предполагая, что на первый план должны быть выдвинуты такие дисциплины, которые имеют наибольшую ценность с точки зрения общего умственного развития ребенка. Эта теория привела к крайне реакционным практическим выводам.

Был произведен ряд исследований, которые показали несостоятельность основной идеи о формальной дисциплине. Эти исследования показали, что обучение в одной определенной области чрезвычайно мало влияет на общее развитие.

Против этой точки зрения и выступал Торндайк. Развитие одной частичной способности редко означает также развитие других.

Эти исследования показывают, что сознание вовсе не является комплексом нескольких общих способностей: наблюдения, внимания, памяти, суждения и пр., но суммой множества отдельных способностей, из которых каждая до некоторой степени независима от другой и должна подвергаться упражнению самостоятельно. Задача обучения не есть задача развития одной способности размышления. Это есть задача развития многих специальных способностей мышления о различного рода предметах.

Ребенок научился производить какую-либо операцию. Тем самым он освоил какой-то структурный принцип, сфера приложения которого шире, чем только операции того типа, на которых этот принцип был усвоен. Следовательно, совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага, т.е. обучение и развитие не совпадают.

Три рассмотренные нами теории, по-разному решая вопрос об отношении обучения и развития, позволяют нам, отталкиваясь от них, наметить более правильное решение того же самого вопроса. Обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения.

Убедительны доводы Штумпфа и Коффки, которые пытаются стереть границу между обучением школьным и обучением в дошкольном возрасте.

Однако школьное обучение вносит нечто принципиально новое в ход развития ребенка. Это не только систематичность.

Обучение и развитие не встречаются впервые в школьном возрасте, но фактически связаны друг с другом с самого первого для жизни ребенка.