Смекни!
smekni.com

Зоопсихология и сравнительная психология (стр. 3 из 3)

В Новое время и особенно в 19-20 в.в. происходит подлинная революция в понимании прав человека, революция, продолжающаяся до сих пор и особый накал приобретающая в наши дни. В условиях постиндустриальной цивилизации «прежнее толкование прав и свобод, восходящее еще к Французской Республике и Американской Декларации прав человека, не отвечает современным условиям развития, явно отстает от технологической составляющей общественного развития, отражает типичные для индустриального общества отношения. Именно поэтому дискуссии о правах человека охватили ныне весь мир и чем дальше, тем больше неудовлетворенность соблюдением прав человека у всех без исключения заинтересованных сторон».1 Философское понимание права исходит из того, что правоустановленная и защищенная государственным законом мера социальной и личной свободы, справедливости и равенства. Мера эта покоится 1на критериях гуманности, включающих в себя не только собственно общественные ценности, но и ценности личной жизни человека, основы его духовной жизни, его человеческого достоинства. «На смену периоду эмансипации права от других форм культуры приходит время воссоединения права с целостной культурой человечества, выдвигается концепция живого права, в котором оно предстает мерой культурного развития общества». 2

1 См. Беспалов А. Б. Проблема философского обоснования концепции прав человека в постсовременном обществе. (Автореф. Канд. диссерт. Волгоград. ВолГУ, 2001 г., с. 3).

2 См. Осипов И. Д. Философия права - СПБ - 2002 - с. 14.

15

В контексте сказанного важно обратить внимание на то, что концепция «живого» права, о которой говорит И. Осипов и которая представляет собой «меру культурного развития общества», затрагивает ряд проблем взаимоотношений человека, общества и государства, прежде всего, проблему четкого и строгого соотношения правовой системы и правовой культуры человека и общества. С философской точки зрения целевой (прагматический) характер юридических норм (законов) позволяет интерпретировать их как правила. Этим термином (правило) подчеркивается специфика юридических норм и законов. Правила дают возможность эффективного действия для достижения цели. Правила всегда детерминированы целью. Вместе с тем нормы (законы) - не просто правила. Они обладают особым ценностным статусом, поскольку предписывают действовать определенным образом не только потому, что это должно вести к намеченной цели, но и потому, что они приняты в качестве самодостаточных элементов организации жизни общества. И источником ценностной значимости нормы в итоге является безличный субъект -государство. Важно подчеркнуть при этом, что нормы (законы) как социальный (и необходимый в жизни общества) феномен есть явление человеческой культуры, к нему необходимо относиться как к культурному явлению со стороны" действующих субъектов. Речь идет о содержательных, истинных нормах и законах права. В этом смысле можно считать нерушимым правилом: правильно то, что существует.

Но не во всяком обществе, не при всех общественных ситуациях правовые нормы отражают истинное, свое целевое назначение. Все это накладывает существенный отпечаток на восприятие и оценку права, его норм и законов, на степень правовой культуры, на ее ментальную компоненту.

К сожалению, в специальной и философской литературе не выделяется в структуре правовой культуры эта чрезвычайно важная ее составляющая.

16

Несомненно, заслуживают внимание высказанные, например, П. Гуревичем, положения о том, что ментальность представляет собой особый тип мышления и психологического восприятия действительности. На оценку конкретным индивидом (группой, обществом) того или иного явления, например, состояния правовой действительности, существенным образом влияют прежний социальный опыт, здравый смысл, эмоциональная впечатлительность, сложившиеся предрасположенность, предуготовленность к восприятию и оценке той или иной стороны социальной действительности. Следовательно, подчеркивает автор, ментальность - это то общее, что рождается, формируется в глубинах подсознания, вытекает из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире. '

Но об этом - более подробно в последующих главах работы.

Социально-философский анализ права и правовой культуры предполагает выяснение не только их истоков, их базисных специфических оснований именно как особой формы регулирования общественной жизни, но и их органическую связь с потребностями прогрессивного развития общества, его духовной основы, его основных ценностей, или принципов, - справедливость, равноправие граждан, свободами достоинство личности, народовластие, гуманизм, единство прав и обязанностей и т. п.

Социально-философский анализ правовой действительности, иначе говоря, связан, прежде всего, с анализом основного, главного - раскрывает рационально-универсальные и ценностные основания права в его гуманистическом и культурном смысле.

Эти идеи представляются исключительно важными при социально-философском анализе права и, прежде всего, правовой культуры, ее ментальной компоненты, при раскрытии содержания которой зримо просматриваются

Гуревич П. С. Ментальность как тип культуры // Гуревич П. С. Культурология: Уч-к - М., I999, с. 240.

17

ценностные основания в системе права и его подлинной культуры. Но перейдем после некоторых предварительных суждений к более конкретному рассмотрению поставленных вопросов.

Среди множества научных взглядов на право, как на совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством или различными общественными, например, религиозными организациями, начиная с древности и до новейшего времени, заслуживают внимания, прежде всего, естественно-правовая и нормативистская теории.

Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций 17-18 в.в. Эта школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права -естественного и позитивного. Позитивное (или положительное) - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах или иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях как проявления ментальных установок и ценностей общества. *В отличие от позитивного естественное ripafio проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Именно поэтому оно разумно и справедливо, вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи -это неотчуждаемые права человека - свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление насилию и т.п.

Найденные выдающимися представителями естественно-правового мышления Нового времени (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) правила и заповеди не были чистой теорией, а коренным образом изменяли практику государственно-правовой жизни. Школа естественного права постепенно