Смекни!
smekni.com

Морально правовые аспекты социализации личности (стр. 2 из 2)

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие - поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Морально - правовые представления как основной элемент социализации личности

Существование любого общества трудно представить без системы правил, норм, регулирующих отношения индивидов. Один из основных этапов в ходе образования государства – выработка общего свода правил. Формы их представления, и санкции за нарушения, могут быть разнообразны, но задача единая – способствовать регуляции отношений в общественной системе.

На каждом этапе своего развития общество вырабатывает определенные идеалы, цели, принципы, создает систему социальных норм и различные формы социального контроля для их реализации. Когда-то в качестве регулятора норм выступал обычай, в настоящее время основными нормаобразующими категориями выступают мораль и право.

Мораль осуществляет свою регулятивную функцию посредством общих для данного общества фундаментальных представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, о достойном и недостойном, то есть посредством системы нравственных ценностей. Моральное сознание детерминирует поступки и цели не только и не столько через познание закономерностей в мире, а через общие представления о смысле жизни, через систему ценностей и их переживание. Особенно велика представленность моральных норм в сознании российского человека (Вежбицкая А.). Для этого имеются глубокие исторические и религиозные традиции.

Право санкционирует поведение индивида с позиции законов, принятых в конкретной общественной системе. Оно оформляется в виде системы норм, правил, установленных государственной властью. Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

В период радикальных социальных перемен происходит ломка общественных стереотипов, ценностей, влекущее за собой изменение норм. Старые правила уже не действенны в сложившейся ситуации, а новые нормы еще не образованы или не работоспособны. Хаос правовой системы в обществе, где нет устойчивых моральных основ, способствует появлению таких явлений как организованная преступность, коррупция, терроризм. Правовой нигилизм, проявляющийся на разных уровнях государственной системы, создает установку на достижение социально значимых результатов преступными средствами.

В последнее время общество стремится прийти в состояние равновесия, урегулировать систему отношений между гражданами и отношения граждан с государством. На это направлена политика государственной власти и декларируемые приоритеты. Одним из последних является призыв к построению правового государства. Реализацию этого проекта планируется осуществить за счет реформы правовой системы, развития правового сознания граждан. В государстве, где сильны традиции юридического нигилизма, задача построения правового поля, имеет определенные трудности.

Роль и соотношение морали и права как регуляторов общественных отношений на разных этапах общественного развития были неоднозначными. Последний Всемирный Русский Народный Собор обратил внимание на противоречивость, возникающую между правовыми и моральными нормами, и призвал российскую законотворческую деятельность осуществлять в традициях нравственных приоритетов.

Преодоление этого противоречия может стать одним из шагов к гармонизации общественных отношений, личностно ориентированной политике государственной власти.

Важную роль в формировании нормативных представлений играют институты социализации, социальные группы, в которых происходит развитие личности. Та структура морально-правовых представлений, которая сформируется у человека к юношескому возрасту, во многом будет определять его отношение к сложным социальным явлениям, способствовать соблюдению норм, принятых в обществе, или наоборот совершению асоциальных действий. Понимание природы нормативных представлений, создает условия для поиска путей развития адекватной в социальном отношении личности.

Для этого необходимо изучать структуры индивидуального сознания, в которых нашли отражение социальные нормы. Определить представленность в элементах сознания моральных и правовых норм, выявить уровни соотношения. Проследить за динамикой развития морально – правовых представлений на разных возрастных этапах становления личности.

Исследования в области нормативной регуляции, и в частности, морально-правовых представлений, позволят вывести законотворческий процесс на новый качественный уровень. А целенаправленная работа по развитию морально - правовых представлений в детском и подростковом возрасте будет способствовать становлению личности, имеющей четкие представления о нормах и ответственной за свою деятельность.

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. К вопросу об общем понятии права //Государство и право. -2003, -№ 6.
  2. Алексеев С.С. Теория права – М., 2003.
  3. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. - М., 2005.
  4. Букреев В. И., Римская И.Н. Этика права. От истоков этики и права к мировоззрению. - М., 2007.
  5. Гусейнов А.А. Введение в - этику, - М., 2005.
  6. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М., Республика, 2005.
  7. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 2004
  8. Ставицька О. Норма права в системе регулирования социальных конфликтов //
    Право. - 2001. № 10.