Смекни!
smekni.com

Особенности человеческой агрессии 2 (стр. 6 из 8)

Можно сделать вывод, что незадолго до своей трагической гибели Пушкин находился в таком состоянии, которое неумолимо диктовало роковой исход «случайного» поступка.

Парадоксы психологии толпы

Под толпой понимают нечто аморфное и хаотичное. В психологии толпа трактуется как нечто противостоящее случайному скоплению людей. В последнее время толпу стало принято рассматривать как особый живой организм. Его клетки- отдельные индивидуумы, мыслящие, самостоятельные личности… До тех пор, пока они не попадают в толпу! Подобно фантастическому инопланетному животному, эти “клетки” то попеременно собираются вместе, и тогда образуется живой организм толпы, то рассеиваются, и этот организм перестает существовать.

Толпа организуется вокруг центральной точки- ядра, которым может стать эстрада, место казни, выступление лидера, какое-либо событие (пожар, автомобильная авария и т.п.) Скопление людей может возникнуть где угодно, толпа в психологическом смысле - только при определенных условиях. Раз возникнув, она подчиняется собственным законам. Поведение толпы Т.Ливий называл “заразительным мором”, Ч. Ломброзо - помешательством.

Ее действия согласованны, когда движения одних частей этого организма передаются другим, наподобие нервного разряда у живого существа. Люди, составляющие толпу, часто не знают, что произошло, либо плохо понимают смысл происходящего, но раз они собрались вместе, то, словно повинуясь какому-то таинственному зову( как, например, толпы обманутых вкладчиков, свершившие народную революцию в Албании в феврале-марте 1997 года), сообща спешат к общей цели, для каждого человека в отдельности, как правило, неведомой. Это стремление вообще может быть запредельным, скрывающимся в недрах коллективного, родового или национального самосознания. Толпой начинают управлять законы, стоящие над отдельным индивидуумом. Психическое внушение достигает своей наивысшей точки, и массы превращаются в собирательную личность. Примеры- бунты, восстания, революции, народные шествия, праздничные парады и даже собрания акционеров или трудовых коллективов.

Возбуждение толпы- ее нормальное состояние. По мере развития событий возрастает, и таинственным образом аморфное скопление людей преобразуется в “существа” с ясно различимыми признаками полового поведения. Толпа разделяется на две неравные части. Во-первых, в толпе всегда присутствуют своего рода”мужское” и “женское” начала при ее поляризации по активности действий различных составляющих ее частей. Пассивным женским началом является периферия, т.е. основная масса людей, в то время как ее лидер( или ядро событий)- мужское начало. Во-вторых, мужское начало, как ему и подобает, ведет себя наступательно: оно как бы психологически, а иногда и физически атакует пассивную часть, стараясь подчинить ее своей воле.

Пребывание в толпе уравнивает всех и каждого. Внутри толпы люди теряют свои как хорошие, так и плохие личные качества. В какой-то момент они все «никакие», пока толпа не приводится в движение развивающимися внутри нее законами. Затем, при драматическом развитии событий, они все и вдруг становятся чудовищами, даже те, кто в обыденной жизни слыл положительным или действительно таковым являлся на деле. Толпа или обнажает преступные наклонности, или вынуждает следовать им, несмотря на то что в личности, входящей в толпу, эти преступные наклонности могут вовсе отсутствовать, или попросту ослепляет людей. Толпа как бы занимается коллективным самоубийством, подобно тому, как морские киты вдруг по непонятным причинам выбрасываются на берег. Следовательно, людские толпы тоже способны вести себя так, как обреченные на гибель животные.

Итак, в толпе люди не имеют имен, национальности, экономического и социального статуса, они превращаются в безвольные клетки нового организма. Эти клетки не мыслят, не чувствуют, не проявляют волю, они лишь передают импульсы от одной части тела к другой. В этом единении, достигаемом при стремлении толпы к своей оргиастической цели, отдельные индивиды чувствуют высшее блаженство, растворяясь в коллективном экстазе. В этом, пожалуй, самое главное гипнотическое воздействие толп, втягивающих в свою орбиту людей, подобно тому, как это делает смерч с отдельными щепками, крутя их в своем водовороте. Такие чувства, гипнотического растворения собственного «Я» и проявления супер-эго, т.е. ощущения сверхличности, рождают социальные теории равенства и братства, провозглашенные Великими французской и Октябрьской революциями. В этом потоке сладострастного единения при достижении толпой краткосрочных и долговременных целей, индивидуум предощущает возможность своего бессмертия и продолжения индивидуального существования в форме разлитой в мир мировой души. Ради этого индивидуум парадоксально отказывается от собственной индивидуальности в коллективных безумствах, создающих иллюзию наличия некой высшей цели, подчиняя собственные интересы массовому сознанию…

«Техника безопасности» при случайном попадании в «толпу».

1. Масса людей в силу стихийности и неуправляемости может задавить, задушить, сломать человеку ребра, даже затоптать насмерть (похороны Сталина,1953г.). Сторонитесь больших толп и скоплений народа- ничего хорошего они не сулят.

2. Небольшая толпа из двадцати-тридцати человек может серьезно травмировать или покалечить, если она находится в состоянии «ража», крайнего возбуждения( очередь перед закрытием банка). Точно рассчитайте свои силы, ввязываясь даже в небольшое мероприятие при скоплении народа. Толпа, состоящая в основном из немощных стариков, обманчива. Спасайтесь из толпы, состоящих из лиц так называемого старшего поколения: в толпе они в социальном и медицинском смысле опасны.

3. Сразу постарайтесь выбраться из скопления народа, если чувствуете, что его составляющие люди «навеселе». Они часто ищут повода поразмяться в толпе, и вы можете стать объектом их пристального внимания, а затем и центром потасовки.

4. Осторожно относитесь к митингам, демонстрациям и шествиям, к каким бы движениям они не принадлежали: при образовании больших масс люди возбуждаются и звереют. До того как толпа дойдет до высшей точки возбуждения, постарайтесь потихоньку передвинуться по крайней мере к ее периферии. В этом состоянии толпа- неуправляемый разрушитель(пример- снос толпами памятников в 1991 году в Москве).Обратная сторона этого- силовое решение вопроса(Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. в Петербурге).

5. Не пытайтесь пробраться к эпицентру события(пожар, выступление оратора, поп-звезды, уличные беспорядки и т.д.). Вас затопчут или вы можете оказаться случайной жертвой, как те трое ребят, которые попали под гусеницы танков в центре Москвы в октябре 1991г. Известно, что свой роковой шаг они сделали под напором возбужденной «революционной» толпы.

6. Не будьте долго в толпе или в местах массового скопления людей, включая концерты на открытых площадках, футбольные матчи и т.п. Толпа возбуждается, и это возбуждение неизбежно будет передано вам. Вы станете клеточкой толпы, безмозглой и безмолвной. Ваши рациональность и ум будут заблокированы. В зомбированном виде вы можете натворить такое, во что сами потом не поверите.

В заключение отмечу, избегая толпы, вы сохраните здоровье себе и другим. Общайтесь с людьми, но не объединяйтесь с ними в неуправляемые, а в иных случаях и наоборот- ловко управляемые определенными «мастерами» этого дела толпы!

Заключение.

На основании вышеизложенного, следует сделать вывод, что гармонически развитая личность должна обладать определённой степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и физическому преодолению того, что противодействует этому процессу.

Вместе с тем, следует отметить и тот факт, что именно социальная дезорганизация (состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу) является в наши дни основной причиной девиантного поведения во всех институтах нашего общества. Радикальные социальные, экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране на протяжении более десяти лет во многом стали причиной того, что социальные нормы разрушались, люди стали терять Ориентацию и – всё это способствовало девиантному поведению.

Продуктивное исследование формирования агрессивного поступка возможно только при понимании его как результата взаимодействия личностных факторов с ситуативными, при этом сам личностный фактор должен становиться объектом системного анализа, т.е. изучения взаимодействия подструктур личности, вносящих наибольший вклад в генез агрессивных преступлений.

Психологическая классификация агрессии убедительно показывает, что не может существовать ни универсального механизма агрессивного поведения, ни теории, обладающей универсальной объяснительной силой по отношению к разным формам агрессивного поведения.