Смекни!
smekni.com

Профессиональное самосознание (стр. 2 из 4)

Э.Эриксон рассматривает самосознание через призму эго-идентичности и определяет его не просто как сумму принятых ролей, но и как определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемые им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также как знание о том, как реагируют на него окружающие ([23, с.496] По убеждению Э.Эриксона для того, чтобы принять решение о выборе профессии, человек должен определить, что он собой представляет. Так как в современном обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, то выбор карьеры, по существу, превращается выбор образа жизни в целом. Чтобы сделать правильный выбор, у молодых людей должно быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области они могли бы наилучшим образом приспособиться к трудовой жизни [7, с.244]. Здесь, по нашему мнению, Э.Эриксон подходит к определению самосознания как понимание себя и оценки своих возможностей и качеств с целью выбора профессии и жизненного пути в целом.

Х.Ремшмидт [17], при рассмотрении соотношения понятий «Я-концепция» и «идентичность», различает «Я» и «самость». Под «Я» он подразумевает «организованную систему взглядов, установок личности, обуславливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность». Под «самостью» он понимает «совокупность индивидуальных восприятий и воспоминаний». Идентичность здесь определяется как осознание личностью тождественности самой себе, а также «непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это» [17, с.118-119]. То есть Х.Ремшмидт различает понятия «идентичность» и «самость», при этом самосознание отождествляется с понятием «самость» и определяется как совокупность представлений о самом себе.

Представители когнитивного направления (Д.Бэм, А.Валлон, Л.Колберг, С.Маркус, Ж.Пиаже), рассматривая проблему самосознания, полагали, что каждый человек использует большой и сложный выбор схем для осмысления мира. Схемы дают общую структуру, посредством которой перерабатывается и организуется информация, относящаяся к Я. Я-схемы являются «когнитивными обобщениями о самости, полученными из прошлого опыта, которые организуют переработку информации, относящуюся к Я. Я-схема состоит из свойств, определяющих Я, которые человек считает наиболее репрезентативными по отношению к тому, чем он является и включает такую личностно значимую информацию как имя, физические признаки, характерные аспекты взаимоотношений, осознанные черты личности, мотивы, ценности и цели, которые составляют общую Я-концепцию [23, с.592-593]. Следовательно, в данном направлении понятие самосознание отождествляется с понятием Я-концепция и определяется как совокупность знаний о свойствах и качествах личности, а так же особенностях взаимоотношений с социальным окружением.

В рамках гуманистическогонаправления (Р.Бернс, Э.Келли, Г.Олпорт, В.Франкл) понятие самосознания также отождествляется с понятием Я-концепция и употребляется как собирательный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [1, с.31].

Р.Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой. В работах Р.Бернса наиболее глубоко и полно разработана проблема Я-концепции и проанализированы точки зрения представителей разных психологических направлений на данную проблему.

В рамках феноменалистического направления К.Роджерс обозначает основные положения теории «Я», рассматривая Я-концепцию, как продукт самосознания и внутриличностное образование, определяющее направление деятельности. Понятие Я-концепция употребляется как собирательный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе [2, с.56-57].

Таким образом, в зарубежной психологии понятие самосознания отождествляется, в большей степени, с понятием Я-концепции, а также с понятиями «Эго-идеала», «эго-идентичности», «самости» и определяется как:

¾ представление человека о самом себе (Х.Ремшмидт, А.Адлер, К.Юнг, К.Роджерс) и связанную с этим самооценку (Р.Бернс, Э.Келли, Г.Олпорт, В.Франкл), складывающуюся под влиянием социального окружения (В.Вундт, У.Джемс, Ч.Кули, Дж.Мид);

¾ совокупность знаний о своих свойствах и качествах личности и особенностях взаимоотношений с социальным окружением (Д.Бэм, А.Валлон, Л. Колберг, С.Маркус, Ж.Пиаже);

¾ совокупность компонентов сознательного и бессознательного (З.Фрейд);

¾ понимание себя и оценка своих возможностей и личностных качеств (Э.Эриксон).

Несмотря на различие данных определений в них можно выделить общие положения, в частности в большинстве определений самосознание трактуется как представление о себе (или совокупность представлений), связанное с самооценкой.

3.Проблема самосознания в отечественной психологии

В отечественной психологии исследование самосознания осуществлялось в рамках общей и педагогической психологии. В отличие от зарубежной, в отечественной психологии, изучалась специфика самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Данное направление прослеживается в исследованиях Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева и др.

Отечественными психологами исследовались проблемы возникновения, структуры и уровневой организации самосознания. Так, И.И.Чеснокова различает два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе [24]. На первом уровне оно осуществляется в рамках сопоставления Я и другого человека, когда некое качество воспринимается и осмысливается сначала в другом человеке, а затем переносится на себя. На втором уровне человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время и в разных ситуациях. На этом уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует, а также оценивает с точки зрения общественных и внутренних требований и сами мотивы. Высшего развития самосознание достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом. Следовательно, И.И.Чеснокова представляет самосознание как процесс самопознания, ведущего к созданию образов Я, проявляющегося в самоотношении и саморегуляции.

В.В.Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности» [16, с.134]. То есть В.В.Столин понимает самосознание как отношение человека к себе, опосредованное отношениями с другими людьми.

Одной из фундаментальных работ по проблеме самосознания является исследование А.Г.Спиркина. ученый считает, что самосознание, являясь результатом всего жизненного пути человека, само становится условием направленного развития индивида, и именно в этом заключается его жизненно важное значение [21]. А.Г.Спиркин определяет самосознание как процесс познания себя и выработки отношения к себе, что позволяет человеку регулировать свои действия и поступки. Роль самосознания заключается в развитии и совершенствовании личности.

Таким образом, И.И.Чеснокова, В.В.Столин, А.Г.Спиркин, рассматривают самосознание как представление индивида о себе, связанное с процессами самовосприятия, самоосмысления, самопознания, выполняющее функцию формирования жизненных планов, целей и жизненной философии в целом.

Самосознание является формой проявления сознания, отражающей ее субъективные, личностные уровни. Если сознание ориентируется на весь субъективный мир, то самосознание – на саму личность, которая выступает и как субъект, и как объект познания (И.И.Чеснокова). Самосознание – осознание отношения человека к самому себе как субъекту деятельности. Оно возникает лишь на определенном уровне онтогенетического развития, когда возникает необходимость в самооценке, самоконтроле, самовоспитании и развитии своих социальных качеств и функций (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн).

В.С.Магун считает, что самосознание отражает динамические аспекты личности: ее развитие, опыт, текущие психические явления, возможности. Такое отражение основано на многочисленных отношениях, возникающих в процессе жизнедеятельности. Эти отношения формируют знания о себе, вместе с которыми возникает достаточно объективное отношение к себе. Следовательно, приходим к выводу, что для проявления различных аспектов самосознания, а в его составе и самооценки, необходима определенная сформированность мышления, особенно таких его свойств, как абстракция, обобщение, анализ, прогнозирование, позволяющих человеку составить представление и понятие о своем «Я» [9].

В.Г.Маралов рассматривает самосознание как деятельность Я, как субъекта по познанию (или созданию) образа Я (Я-концепции) [10]. В данном определении, на наш взгляд, нет ясности, в чем состоит деятельность субъект, только в познании или только в создании образа Я, или в познании, ведущем к созданию образа Я.

В.И.Слободчиков, Е.Н.Исаев отмечают, что самосознание как осознание себя, как сознание свой самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие. Сущность самопознания при этом составляет «нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей» [20, с.192]. Оно совершается: