Смекни!
smekni.com

Французская социологическая школа 2 (стр. 3 из 3)

В силу этого мы можем относительно свободно рас­поряжаться представлениями, имеющими подобное про­исхождение. Правда, когда ощущения переживаются на­ми, они нам навязываются фактически. Но юридически мы остаемся хозяевами их, и от нас зависит, рассмат­ривать их так или иначе, представлять их себе протека­ющими в ином порядке и т. п. По отношению к ним ничто не связывает нас. Таковы два вида знаний, пред­ставляющие собой как бы два полюса ума. В подобных условиях вывести разум из опыта - значит заставить его исчезнуть, ибо такой вывод равносилен сведению всеобщности и необходимости, характеризующих разум, к простым видимостям, К иллюзиям, которые могут быть практически удобны, но которые не имеют под собой никакой реальной почвы. Это значит также отка­заться признать объективную реальность логической жиз­ни, упорядочение и организация которой и являются главной функцией категорий. Классический эмпиризм примыкает к иррационализму и часто сливается с ним.

II. Почему общество может быть источником логической мысли?

Содержание логической мысли состоит из общих по­нятий (концептов). Исследовать, почему общество мо­жет играть роль в происхождении логической мысли, ­это значит спросить, в силу чего оно может принимать участие в образовании концептов.

Система понятий, посред­ством которой мы мыслим в обыденной жизни, уже содержится целиком в словаре нашего материнского языка, ибо каждое слово выражает концепт. Язык же фиксирован; он изменяется весьма медленно, и со­ответственно этому не менее медленно изменяется и система понятий, выражаемых языком.

Концепты суть коллективные представления. Они общи целой социальной группе, но не потому, то составляли простую среднюю величину из соответственных индивидуальных представлений; ибо в таком случае они были бы беднее содержанием, чем эти по­следние, между тем как в действительности они по бо­гатству выражаемого ими знания далеко превосходят знание среднего индивида. Это не абстракции, которые имели бы реальное бытие лишь в индивидуальном сознании, а представления, столь же конкретные, как те, какие ин­дивид может выработать из своего личного опыта. Если практически концепты всего чаще являются общими идеями, если они большей частью выражают категории и клас­сы, а не отдельные предметы, то это происходит пото­му, что единичные и изменчивые черты явлений инте­ресуют общество очень редко; в силу своей обширности, своих размеров оно может быть возбуждаемо лишь об­щими и постоянными свойствами вещей,

Вот это именно и создает ценность для нас коллективной мысли. Если концепты были бы лишь общими идеями, они не обогащали бы особенно познание, ибо общее, как мы уже указывали, не содержит в себе ниче­го, чего не было бы в частном. Если же это прежде всего коллективные представления, то они прибавляют к то­мy, что мы извлекли из нашего личного опыта всю ту мудрость и знание, которые общественная группа нако­пила и сберегла в течение веков. Мыслить концептами не значит просто видеть реальное с наиболее общей стороны, а значит бросать на ощущение свет, который его выдвигает в нашем сознании, проникает насквозь и пре­образует. Понимать вещь - значит в одно и то же время схватить или определить ее существенные элементы и отнести их к известной совокупности вещей, ибо каж­дая цивилизация имеет характеризующую ее организо­ванную систему концептов.

III. Каким образом категории выражают социальные явления

Общество возможно лишь при том условии, если индивиды и вещи, входящие в его состав, распределены между различными группами, т. е. классифицированы, и если сами эти группы в свою оче­редь классифицированы одни по отношению к другим. Общество поэтому предполагает создающую себе органи­зацию, которая есть не что иное, как классификация. Эта организация общества вполне естественно придается им и пространству, которое оно занимает. Чтобы предупредить всякое столкновение, нужно, чтобы всякой отдельной группе была отведена определенная часть пространства: иными словами, необходимо, чтобы пространство было разделено, дифференцировано и распределено и чтобы эти разделения и распределения были известны всем. С другой стороны, всякий созыв на празднество, на охоту, на военный набег предполагает, что назначаются сроки и, следовательно, что устанавливается всем одинаково известное общее время. Наконец, соединение многих уси­лий, ввиду достижения одной и той же цели, возможно лишь при допущении однообразного понимания связи между целью и средствами, служащими для ее осуществления. Поэтому неудивительно, что общественное время, обще­ственное пространство, общественные классы и коллек­тивная причинность лежат в основе соответствующих ка­тегорий; только в таких общественных формах и могли впервые быть схвачены человеческим умом с известной ясностью все эти отношения.

В конечном итоге общество вовсе не является тем нелогичным или алогичным, бессвязным и фантастическим существом, каким так часто хотят его представить. На­против, коллективное сознание есть высшая форма психической жизни, оно есть сознание сознаний. Находясь вне и выше местных и индивидуальных случайностей, оно видит вещи лишь с их постоянной и существенной стороны, которую оно и закрепляет в передаваемых по­нятиях. Смотря сверху вниз, оно видит и дальше в сторо­ну. В каждый данный момент оно обнимает всю наличную и известную действительность, а потому оно одно может дать уму рамки, пригодные для вмещения в них всей совокупности существ и позволяющие нам сделать из этой совокупности предмет нашего мышления. Но оно не со­здает эти рамки искусственно; оно их находит в самом себе. Приписывать логической мысли социальное проис­хождение не значит ее унижать, уменьшать ее ценность, сводить ее к системе искусственных сочетаний; напро­тив, это значит относить ее к причине, которая необхо­димо содержит ее в себе. Этим, конечно, мы не хотим сказать, что понятия, выработанные таким путем, долж­ны быть непосредственно адекватны их объектам. Если общество есть нечто универсальное по отношению к ин­дивиду, то оно само, однако, не перестает быть индиви­дуальностью, имеющей свою собственную физиономию и свою идиосинкразию. Поэтому и коллективные пред­ставления содержат в себе субъективные элементы, от которых их и необходимо постепенно очищать.

Общество - это наиболее могущественный фокус фи­зических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Неудивительно поэтому, что из общества выделяется сво­еобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, ее со­ставляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования.

Таким образом, социология кажется призванной открыть новые пути к науке о человеке. До настоящего времени приходилось стоять перед дилеммой: или объяснять вы­сшие и специфические способности человека путем сведе­ния их к низшим формам бытия, разума - к ощущениям, духа - к материи, что в конечном результате приводило к отрицанию их специфического характера; или же связы­вать их с какой-то сверхэкспериментальной реальностью, которую можно было постулировать, но существование которой нельзя было установить никаким наблюдением.


Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней / Учебник – М.: Академический проект, 2004. – 576 с.

2. История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 480 с.

3. Марцинковская Т.Д. История психологии / Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 544 с.

4. Якунин В.А. История психологии / Учебник – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 376 с.

5. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 416 с.