Смекни!
smekni.com

Условия и факторы нормального и аномального развития личности 2 (стр. 4 из 5)

Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом (копинг). Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения. В психологии существуют различные теории, рассматривающие условия возникновения этой способности и акцентирующие внимание на разных аспектах ее формирования: психоанализ, теории социального научения, гуманистические концепции и др. В общем способность к совладанию связана с оценкой ситуации: способностью заметить критические изменения, с которыми нужно справиться, и способностью оценить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы. Вместо совладания, ориентированного на решение, человек может прибегать к стратегии психологической защиты (совладание только на эмоциональном уровне).

Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психологического типа личности: сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективную адаптацию к изменчивым условиям жизни. Эти характерологические черты формируются в опыте детско-родительских отношений и в определенных стратегиях взаимодействия родителей и педагогов с детьми.

Другими личностными факторами, возникающими в процессе социализации, являются эмоциональная стабильность, выносливость (под этим здесь понимается система представлений о себе и мире, которые поддерживают человека во взаимодействии со стрессовыми событиями), самоэффективность, локус контроля и др.

К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и представления. Они могут иметь разный уровень влияния на возникновение нарушений: прямое, опосредованное, модерирующее, дополнительное, поддерживающее.

Прямое действие оказывает такой фактор, как социальная депривация (лишение общения и взаимодействия с желаемыми или необходимыми для личности социальными объектами, лишение внимания со стороны других людей, изоляция). Но чаще всего социально-психологические факторы имеют значение опосредующих, модерирующих, дополнительных или поддерживающих влияний.Изменение характеристик общения и взаимодействия у человека с отклонениями в психической деятельности чаще всего связано с тем, что социальное окружение ориентировано на другие - стандартные, общепринятые формы проявления отношения и обращения. Поэтому свойственные людям с психическими отклонениями формы общения и взаимодействия не вписываются в стандартные правила, здоровые люди начинают избегать общения с такими людьми, отклоняющиеся люди в силу личностных особенностей не в состоянии гибко ответить на это избегание (или предотвратить его), что поддерживает и усугубляет их психологический дискомфорт (болезненность). Часто именно отсутствие взаимности поведенческих реакций и понимания ("поддерживающей коммуникации") провоцирует дальнейшее развитие отклонений и способствует превращению их в болезнь.Вследствие несоответствия принятым правилам общения и взаимодействия люди с психическими отклонениями рассматриваются окружающими как социально некомпетентные. При этом социальная компетентность содержательно охватывает не только социальное поведение, но и соответствие стандартам проявления в общении таких психических функций, как восприятие, мышление, память, воображение, эмоции. Таким образом, нарушения хотя бы в одной области психики с неизбежностью влекут (по принципу "падающего домино") нарушения во всех остальных сферах личности. Ярким примером этого является концепция возникновения поведенческих расстройств у людей с шизофренией. Имеются эмпирические основания полагать, что поведенческие нарушения у шизофреников возникают вследствие преобладания негативных эмоциональных сообщений в их общении с окружающими людьми (родственниками, персоналом клиник). Негативные эмоциональные сообщения могут передаваться только по одному из каналов коммуникации (вербальному или невербальному). В этом случае человек, страдающий когнитивными нарушениями, также реагирует не только на негативную информацию, но и на несогласованность модальности информации, поступающей по разным каналам общения. Провоцирующими поведенческие расстройства являются критические комментарии, враждебные замечания, повышенное эмоциональное участие, подавляющие высказывания по отношению к человеку, имеющему психическое отклонение.Отклонение от общепринятых стандартов психической деятельности и поведения запускает у окружающих процессы избирательного внимания к человеку с отклонениями и к пристрастным выводам в отношении наблюдаемого поведения, которым свойственна атрибуция - приписывание предполагаемых причин отклонения. Нередко именно в результате избирательности внимания и атрибуции то или иное отклонение начинают считать болезнью. Общество навешивает на нестандартное поведение ярлык болезни, с которым связано исполнение больным определенных социальных ролей. И как результат мы имеем дело с феноменом "самоисполняющихся пророчеств": ожидание негативных последствий отклонения приводит к их появлению.Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с отклонениями от общераспространенных нормативов, материальные условия жизни (бедные люди заболевают значительно чаще). Социальное неравенство является ведущим социологическим фактором, ответственным за возникновение и развитие психических расстройств. Социальное неравенство означает неравенство жизненных условий и шансов людей, которые сталкиваются с поражением в правах и ограничениями в доступе к распределению благ из-за своих психических и личностных особенностей. В результате этого одни люди (психически "здоровые", соответствующие нормам) оказываются в лучшем положении, тогда как другие (психически "больные") - в худшем, дискриминированном положении. Люди с отклонениями оказываются исключенными из сформированного большинством членов общества жизненного стиля, что способствует развитию отклонения в такую форму, как "болезнь".

Представления о нормальной и аномальной личности в работах Э. Фромма

Эрих Фромм (1900—1980)

Специфика подхода Э. Фромма к проблеме нормальной и аномальной личности состоит в том, что изначально она была им поставлена и решалась в более широком контекс­те философских этических проблем — таких, как проблема добра и зла, проблема добродетельных и недобродетельных поступков, проблема абсолютных ценностей жизни и др. По поводу тесной связи философских этических проблем с проблемой нормальной и аномальной личности Э. Фромм высказывается достаточно определенно, указывая, что "наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше пси­хическое здоровье и благополучие... Во многих случаях не­врозы представляют собой специфическое выражение мо­рального конфликта, и успех терапии зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и ее разрешения".

Включив проблему нормальной и аномальной личности в более общий контекст философских этических проблем, Э. Фромм начал ее разработку с анализа этических теорий. С его точки зрения, в этике можно выделить одно крупноенаправление — он называет его направлением гуманис­тической этики, — которое имеет самое непосредственное отношение к обсуждаемой проблеме. Специфика этого на­правления раскрывается Э. Фроммом в его противопостав­лении авторитарной этике.

Гуманистическая этика отличается от авторитарной по двум основным критериям, обозначенным Э. Фроммом как формальный и содержательный.

Формальное отличие этих направлений — в диамет­рально противоположном решении вопроса о том, кто и как должен устанавливать для человека систему ценнос­тей, которой ему следует руководствоваться в своей жиз­ни. С точки зрения авторитарной этики, сам человек не способен к познанию добра и зла, поэтому данная система ценностей, во-первых, должна исходить из некоего внеш­него источника, а, во-вторых, навязываться ему и вне­дряться в его личность насильственным образом, помимо его собственной воли и разума. Это навязывание и внедре­ние осуществляются на основании иррациональной веры человека в могущество, мудрость или совершенство внеш­него источника, благодаря чему последний приобретает власть над человеком и возможность управления его пове­дением. В гуманистической этике, напротив, признается как способность, так и право человека самому определять ценности собственной жизни, руководствуясь при этом не иррациональными чувствами, а своим жизненным опытом и разумом.Свои представления о нормальной и аномальной лично­сти как о важнейшей психологической предпосылке пси­хического здоровья человека Э. Фромм противопоставляет традиционным представлениям, наиболее общепринятым в психиатрии, согласно которым нормальный или психичес­ки здоровый человек — это человек, который адаптиро­ван, приспособлен к жизни в обществе, "более конкретно это означает, что человек способен выполнять какую-то не­обходимую данному обществу работу, а кроме того, что он способен принимать участие в воспроизводстве общества, т.е. способен создать семью". С точки зрения Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не является надежным критерием нормы и аномалии лич­ности, так как она зачастую может предполагать принятие человеком такой навязанной ему обществом системы цен­ностей, которая противоречит его сущности. Как пишет Э. Фромм, "различая две концепции здоровья и невроза, мы приходим к выводу, что человек нормальный в смысле хорошей приспособленности, часто менее здоров в смысле человеческих ценностей, чем невротик. Хорошая приспо­собленность часто достигается за счет отказа от своей лич­ности". Аномальная личность, приводящая к перерождению человека в иное существо, нежели человек, рассматривает­ся Э. Фроммом как основная причина самых разнообраз­ных расстройств его психики и поведения. По его мнению "все данные свидетельствуют о том, что в гетерономном вмешательстве в процесс развития ребенка, а позднее и взрослого человека, скрыты наиболее глубокие корни психической патологии и особенно деструктивности" (Фромм, 19906, с.86). Эти расстройства психики и поведе­ния можно рассматривать, с точки зрения Э. Фромма, как представляющие собой символическое выражение протес­та, бунта сущностной природы человека против процесса его перерождения.