Смекни!
smekni.com

Идеальный образ жены в современной семье (стр. 2 из 9)

Другими словами все божественные диады и дихотомии не есть плод фантазии человека порожденной его собственным сексуальным опытом. Наоборот, он есть «метафизическая экзистенция» и согласно учениям тантрических и сахаических школ деление на мужчин и женщин имеет строго онтологические начала, выраженные как Шива и Парвати или, в мифологии, как Кришна и Радха.

Основной традиционный принцип всегда заключается в том что творение или проявление результат двойственности главных основ, составляющих высшее единство.

Согласно греческой философии мужское – это форма, женское – материя. Чтобы нечто появилось, материя, как среда и средство любого развития, должна быть возбуждена и пробуждена к становлению. Форма же имеет в себе силу определять, осуществлять принципы движения, развития, становления. Природа у греков отождествляется с женским началом, с мужским – Логос, оплодотворяющий, движущий, изменяющий.

Другие символы вечно мужского и вечно женского – Небо и Земля. В восточной традиции небо отождествляется с «активным совершенством», а земля – с «пассивным совершенством». «Мужчина соответствует творящему, женское – воспринимающему» - так говорит Великий Трактат.[36, С. 192]

В восточной традиции, отмечает автор, метафизическая диада наиболее полно выражена в форме пары инь-ян. Ян есть небесное, деятельное, позитивное, мужское, а инь – земное, пассивное, отрицательное, женское. В динамическом аспекте инь-ян противоположны и одновременно взаимодополняющи. В традиционном китайском мировоззрении инь и Ян – основные силы. Все во вселенной является следствием противоборства и взаимодействия этих двух видов энергии.

Как говорится в «Книге перемен»: «Инь не может дать рождение вещам само по себе, так же как и ян не может расти». Так и женщина не может зачать сама по себе (кроме разве что Девы Марии), не говоря уже о мужчинах.

Именно непрерывное взаимодействие инь и ян создало огромную вселенную, полную самых разнообразных вещей. Необходимо уточнить, что чисты формы инь и ян это исключения. Все сущее состоит из объединения этих начал, качество явлений определяется преобладающей энергией.

В индийской традиции мы встречаем все те же черты все того же символизма. В индуизме творение мира происходит благодаря соединению мужского начала – Шивы и женского – Шакти. Через их любовное объятие рождается мир.

В данном случае Шакти – это «сила», творческая энергия, которая представляет собой одно из воплощений жены Шивы Парвати. В индуистских учениях женское начало рассматривается как активный принцип, благодаря чему супруг манифестирует свои потенциальные возможности. В индуистском представлении Шива присутствует в неподвижном, сознательном, духовном, однородном, а Шакти – в изменчивом, бессознательно-жизненном, природном. Именно Шакти становится причиной всякого изменения «Так, говорится, что Шива без Шакти не способен ни к какому движению, неактивен, и, напротив, Шакти без Шивы бессознательна, так сказать, лишена светового начала».

В буддийской традиции (Махаяне) распространено изображение бодхисатвы в союзе (то есть мужской аспект с женским). Что выражает единство творческой активности, заключенной в женском образе, и метода, заключенного в мужском образе.

Рассматривая христианство, религию, которая вобрала в себя мотивы разных традиций, Эвола приписывает черты женского начала Святому Духу. Он основывается на словах Христа: «Мать моя, Дух Святый». И также он проводит аналогию со средиземноморскими богинями – критской Потнией, Иштар, Цирцеей, Милиттой, самой Афродитой. В тех случаях, когда они выступают как некое «веяние» и свом символом имеют голубя, как и Святой Дух.

Соединение этих двух божественных единиц, двух начал, первооснов находит свое земное воплощение в браке мужчины и женщины. В традиционном мире брак приобретает сакральный смысл.

Теперь мы рассмотрим биологический смысл парной связи. Биологический подход связывает существование двух полов с потребностями самого процесса размножения. Но как считает Л. Л. Куприянчик «это никак не может быть первопричиной возникновения полов». Доказательство свое она строит на примерах способов размножения примитивных организмов, которые «превосходно размножаются без разделения по полу, а некоторые раздельнополые существа сохраняют способность размножаться бесполым путем». [18;175]

Перечислим эти способы:

- деление (амеба, инфузория);

- почкование (дрожжи, гидры);

- спорообразование;

- партогенез – размножение развитием неоплодотворенных яиц «женского пола» (некоторые виды рачков, ящериц)

Интересным представляется факт, приводимый исследовательницей, что женские половые клетки также способны к партогенетическому развитию. «Правда, чтобы такое развитие закончилось развитием ребенка необходимо невероятное стечение счастливых обстоятельств».[18, С. 177]

Далее она высказывает предположение, что возможно при длительном однополом размножении вследствие нарушения генетического кода должно произойти вырождений организмов, как в случае браков между близкими родственниками. Но тут же опровергает это предположение, обращаясь к проведенному биологами опыту, когда в течение 22 лет ученые наблюдали размножение одной единственной инфузории – вырождения не произошло.

Таким образом, не задачи размножения вызвали появление двух полов. Л. Л. Куприянчик выделяет две дополнительные цели природы, которым служит это разделение.

«Одна из этих целей – сохранение «породы», удержание вида на определенном уровне, то есть, то, что обычно называю эволюцией» За качество потомства отвечают самцы, только самые сильные и наиболее приспособленные к жизни могут дать полноценное потомство. Значит основная причина двуполости «невозможность иным путем обеспечить необходимое количество высококачественного потомства». [18, С. 179]

Вторая причина двуполости состоит в том, что она позволила эволюции идти более быстрыми темпами. Когда ребенок рождается от двух родителей, он наследует как качества одного, так и качества другого. Приобретаемые таким образом разнообразные ценные качества помогают виду развиваться и расширяться. [18, С. 183]

Кроме самого процесса размножения парная связь обусловлена тем, что человеческий детеныш изначально совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни на протяжении долгого периода времени. Даже в животном мире мы можем наблюдать то, что продолжительность существования парной связи зависит от того, через какое время детеныши начинают самостоятельно заботиться о своем пропитании и выживании. Кроме того, в человеческом обществе этот период затягивается на более долгий период, так как к биологическим предпосылкам присоединяются и социальные (окончание школы, института). Известно, что как только дети покидают семью, супруги переживают кризис в совместной жизни.

Большое влияние на поло-ролевое поведение оказывают и воспитательные цели общества. В США цели воспитания носят явно маскулинный характер, так как поощряется независимость и самостоятельность, что ведет к формированию у женщины таких традиционно мужских качеств, как конкурентность, сверхактивность, доминирование. В СССР поощрялись явно фемининные качества: ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции. На маскулинные и фемининные ориентации оказывает влияние вид профессиональной деятельности. "Мужская работа" (служба в армии, полиции и т.п.) усиливает маскулинную ориентацию женщин, как и работа вообще, "женская работа" способствует фемининной ориентации мужчин.

Отмеченные ориентации находятся и под воздействием воспитания в семье. На формирование психологического пола ребенка оказывают влияние братья и сестры, порядок его рождения: старшие дети в семье чаще становятся лидерами, и у сверстников, у старших дочерей может проявляться агрессивность, враждебность, стремление к контролю.

Психологический пол испытывает зависимость и от индивидуальных особенностей личности, характера, темперамента, способностей, развития эмоционально-волевой сферы, функциональной асимметрии мозга, интеллекта.
Таким образом, содержание женской парадигмы пола имеет не только биологическую, но и психологическую обусловленность.

1.2. ПОНЯТИЕ «СЕМЬЯ» И ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ

Семья – живой организм, микро-общество, в котором соприкасаются прошлое, настоящее и будущее, в котором идет формирование цивилизационных основ человеческой реальности. О семье и ее значении размышляли еще в древности, истоки этих размышлений восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Плутарха («Наставление супругам»). Философское осмысление семьи сводится в большей степени к размышлениям об отношениях членов семьи, то есть супругов, родителей и детей, о роли семьи в государстве, и, конечно же, о любви как неотъемлемой части семейного бытия (Гегель «Философия права»).

Платоновский диалог «Пир» посвящен разработке идеи любви, которая, по его мнению, лежит в основе становления и существования любой вещи и мира вообще. Эрос в диалоге выступает как исконная мировая цельность, зовущая к единению любящих, испытывающих неодолимое взаимное влечение в поисках блаженной безмятежности. «Государство» представляет собой одно из первых произведений утопической литературы. Государство предстает в нем как военный лагерь, в котором семья в прежнем смысле слова не существует. Мужчины и женщины соединяются лишь в целях деторождения. Причем выбором мужчин и женщин занимается государство, втайне от них. Матери и отцы не знают своих детей, а все женщины-стражи являются женами стражей-мужчин. По мысли Платона общность жен и детей – выражение высшей формы единства и единомыслия граждан такого государства.