Смекни!
smekni.com

Гениальность у мужчин и женщин (стр. 3 из 3)

В начале XX столетия чаще всего указывали на такие способности гениальности как универ­сальность и разносторонность. В XX веке, когда в работах о гениальности стали доминировать проблемы исследова­ния творчества великих ученых, стали чаще подчеркиваться, кроме указанных, и такие способности: стремление к открытию и познанию нового или к усовер­шенствованию существующего; нестандартность, ориги­нальность мышления; дар предвидения, ориентация на будущее: неутомимость в поисках, энергия, трудолюбие, настойчивость в достижении успеха; инициативность и стремление к доминированию, способности принимать решения; стремле­ние к независимости и самостоятельности, «непослушание» в суждениях и поведении.

Все указанные черты, взятые вместе, характеризуют собирательный образ гения, но вряд ли мы найдём много ве­ликих людей, которые бы обладали всем этим набором характеристик. Кроме того, эти особенности, развиты не одинаково, - комбинация их всегда индивидуально-неповторима, и проявляются они по-разному. Если же учесть сложнейшую психологическую структуру гениальной личности, то способствующей прояв­лению этих черт, то, наоборот, подавляющей их, - станет ясно, насколько трудно составить общую модель гения.

Таким образом, сущность гения в области науки и искусства можно определить как органическое слияние высочайшего интеллекта, способного к глубокому постижению истины, волевой целеустремленности и интуитивной проницательности и богатства чувств (прежде всего чувства нового), проявившихся в высокопродуктивном творчестве, результатом которого являются вершинные научные и художественные достижения гуманистического содержания, ставшие этапом в прогрессе человеческой культуры.[1.c3]

3.Гениальность у женщин.

Все сказанное о гениях верно как по отношению к мужчинам, так и по отношению к женщинам.

Но к сожалению доказанное в теории не везде стало фактом реальной жизни. Учитывая, ситуацию прошлого времени, когда основную роль в науке и политике играли только мужчины, а женщинам предписывалась роль хранительницы домашнего очага, а также ряда традиций и многих религиозных особенностей культуры, где их тысячелетиями не допускали на мужскую половину - и в клубе, в обществе, даже в доме. Всю силу фантазии, умения и искусства они должны были использовать на слишком узком поле деятельности - в кулинарии, в изготовлении одежды, в поддержании чистоты жилища, в уходе за мужем и детьми. Смысл жизни женщины - мужчина, он ее судьба, все ее запросы должны замыкаться на том, чтобы обеспечить ему максимум удобств независимо от того, оба ли они свободны или лишены свободы, и вырастить детей. Эта непререкаемая догма утвердилась со времен патриархата.

Никто с такой страстью не возносил женщину до небес, не осыпал похвалами ее тонкий вкус, глубину чувств и разнообразие ее способностей, как мужчины. Но никто и не сделал больше, чем мужчины, чтобы не дать этим способностям проявиться. И хотя социальные условия не у всех классов были неблагоприятны, однако почти никогда женщины не имели равенства с мужчиной. Даже социальная эмансипация женщины не стала эмансипацией для мужской психологии, не устранила тысячелетиями складывающихся традиций, груз которых несла и во многом еще продолжает нести женщина.

В начале XX столетия общее настроение относительно способностей женщин высказывал Макс Нордау в книге «Психо-физиология гения и таланта»: «…женщины есть не личность, а вид, она пассивная воспроизводительница видовых черт. Женщины гораздо однообразнее мужчин; между прачкой и принцессой разницы почти нет. Женщину влечет банальное. Разумеется, есть и женщины, которых можно назвать оригинальными, но хотите принять совет, берегитесь оригинальных женщин!» [3. c61]

Правда, в некоторых трудах о гениальности, написанных уже ближе к нашему времени, содержались поблажки для женщин. Так, в труде А.Реймбаера «История развития талантов и гениев» говорится, что существовали гениальные царицы и королевы – у них больше чем у мужчин было развито чувство целого. Автор также допускал, что в живописи женщины достигают виртуозности в форме, но затрудняются в постижении сущности. Они лучше изображают детей и женщин, хуже – мужчин.

В мировой литературе о гениях лишь иногда можно было встретить адекватную оценку способностей женщин. Но мир изменился, изменилось и отношение к женщине. Они были допущены на поприще общественной деятельности, в сферу искусства и науки. В некоторых странах женщины обрели социальный статус равенства с мужчинами. По-другому стали проходить и исследования психологов по вопросам достижений женщины. Женский талант наиболее полно выразился в медицине и образовании. Исследования Л. Саймон показали, что 5 000 женщин – докторов философии, работающих в области социальных и гуманитарных наук, по числу публикаций столь же продуктивны, как и мужчины. Американские психологи Л. Гайер и Л. Фиделл пришли к выводу, что утверждение «женщина вообще менее продуктивна, чем мужчина», в сфере научных исследований не состоятельна.

Ряд исследований в психологии Айзенка показали, что женщины несколько превосходят мужчин в способности к запоминанию, а также по словесным способностям. Они быстрее овладевают практической грамматикой языка, раньше начинают говорить, их словарный запас богаче. Его вывод об общем интеллекте и общей умственной одаренности совершенно определенный: нет никаких оснований говорить о превосходстве того или иного пола.

Заключение.

В данной контрольной работе я попробовала выделить и описать главные моменты обширного исследования. Как пишет в своей статье Гончаренко: "Гении вполне нормальные люди со здоровой психикой. Ненормальным у них часто бывает образ жизни, некоторые поступки, трудно объяснимые с точки зрения обычных представлений, и, конечно, их "безумные идеи" или замыслы, обгоняющие век, пугающие размахом, новизной и непохожестью на до сих пор существовавшее. Поль де Крюи пишет о Пастере, что он "проделывал самые дикие и сумасшедшие опыты - опыты, какие могут прийти в голову только помешанному человеку, но в случае удачи превращают помешанного в гения".

Список используемых источников:

1. Гончаренко Н.В.: Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. – 432с.

2. Бердяев Н.А.: Смысл творчества. - М., 1989. - С. 393-395.

3. Нордау М.:Психо-физиология гения и таланта. Киев-Харьков, 1898.