Смекни!
smekni.com

Воссоздающее воображение детей 6 7 лет (стр. 5 из 6)

В ходе эксперимента на основе анализа протоколов было установлено, что инструкцию экспериментатора приняли все дети. Приступили к работе с желанием.

АНАЛИЗ РАССКАЗА

На основании рассказов детей было установлено, что осознанность, т.е. наличие главной идеи сказки, присутствует во всех работах. Сюжет:

-85% детей из 15 воссоздали сказочный сюжет, состоящий из одной линии (это прогулка в лес, включающая встречу с медведем, придумывание способа вернуться домой, встреча с бабушкой и дедушкой). Сюжет в рассказах развивается и логически завершается.

-15% помимо основного, дети указали на встречу с персонажами, которые не были описаны в оригинале (это заяц, который подсказал дорогу к избушке медведя и бабочка, из-за которой Машенька заблудилась).

Композиция сказки выделена у 75% детей, из которых 45% - четко и правильно, а 30% не соблюдали последовательность композиции, например, меняя местами кульминацию и развязку. Остальные 25% опускали один или несколько составных частей композиции.

Все дети основывали свои рассказы как на главных героях (Машенька, медведь), так и на второстепенных (бабушка, дедушка, подруги, собаки). Лишь в 25% не была указана роль собак и в 70% - роль подруг.

Эмоциональное описание героев в большинстве случаев соответствовали отведенной роли в заданной сказке. Машенька выступала как маленькая, красивая, хорошая и сообразительная (хитрая) девочка в 55% рассказах детей; ей страшно, грустно, она плачет и пугается – 30%. Медведь – страшный, злой, хитрый – 55%, большой и лохматый – 15%, хороший – только в одном случае.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В 35% изложенных рассказов присутствовала только косвенная речь. Во всех остальных случаях использовалась прямая речь, диалоги.

АНАЛИЗ РИСУНКА

На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что:

-30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление.

-30% детей точно рассказали то, что они нарисовали.

-40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали.

В работе детей повторяются образы, описанные в сказке.

Удалось установить, что все дети нарисовали основной образ: Машеньку. Из них: 10 % детей нарисовали только Машеньку; 25% - основной образ на фоне пейзажа, в интерьере (лес, дом, поляна, солнце, облака и т.д.); - 65% - нарисовали как Машеньку, так и медведя на фоне пейзажа.

Можно сделать вывод, что дети выделили в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес. А сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив в рисунке наиболее значимый и запомнившийся объект.

В ходе эксперимента установлено, что дети чаще используют теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого). Этим они проявляют свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить. Но цвета адекватно соотносятся с цветами реальный предметов.

-15% из 15 испытуемых в своих работах использовали два цвета.

-35% - использовали четыре цвета.

-25% - использовали пять цветов.

-10% - использовали в работе шесть цветов.

-10% - восемь разных цветов.

-5% - использовали 9 разных цветов.

Цвет оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональное восприятие ребенка (20% - рисуют с интересом, увлеченно; 20% - в процессе рисования задумываются на некоторое время; 15% - в ходе рисования улыбаются, проявляют удовольствие).

АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

Не все дети сразу приступили к работе. Это выражалось так:

-20 % необходимо подумать, прежде чем приступить к работе. У этих детей образы создаются медленно. Работали дольше, чем остальные дети. 35% детей во время выполняют задания сосредоточенно, старательно.

-15% - эмоции во время работы не проявляли, хотя в рисунках используют яркие цвета.

-35% - после выполнения устало вздохнули, заулыбались, довольные проделанной работой.

Анализируя эмоциональный отклик детей важно отметить, что равнодушного отношения в этой группе детей не наблюдалось. 85% детей проявляли свои эмоции, у 15% такого проявления не наблюдалось.

В процессе рисования дети вели себя по-разному:

-15% испытуемых детей комментировали свои рисунки в процессе рисования. Этим проявляется их эмоциональный интерес к рисованию.

-75% из 15 детей рисуют молча, их увлекает сам процесс рисования,

лица детей сосредоточенные, серьезные, увлеченные. Погружены в свой

мир рисунка. Эгоцентрическая речь подверглась интериоризации, превращаясь во внутреннюю речь и в этой форме сохраняя свою планирующую функцию.

-10% из испытуемых детей в процессе рисования произносили фразы

не относящиеся к сказке, такие как:

1. - А у меня скоро день рождения.

2. – У моего дедушки есть собака. Его зовут Рекс.

Вывод:

В результате проведенных анализов удалось установить, что дети справились с предложенным заданием. Каждый по-своему воссоздал образы, проявляя оригинальность. Но выделяется общая закономерность, подтверждающая гипотезу о том, что воссоздающее воображение в речевой деятельности превалирует по отношению к воссоздающему воображению в изобразительной деятельности. Дети выделяли в рисунке образы, произведшие на них большее впечатление и интерес; сюжет каждый воссоздал по-своему, выделив наиболее значимый и запомнившийся объект. А рассказы детей подробно отображали сюжетную линию, композицию, описывали эмоциональные отношения главных героев друг к другу и к ситуации в целом. Что дает более полное воссоздание целостности и приближенности к оригиналу сказки.