Смекни!
smekni.com

Проективные методики изучения личности (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Определение и история развития проективных методик……………………4

2. Виды проективных методик………………………………………………….10

3. Области применения проективных методик………………………………...13

4. Возможности и ограничения проективных методик……………………….17

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

Введение

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Психодиагностические методики - это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Проективные методы исследования личности, вероятно, одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними.

Целью работы является изучение проективной методики исследования личности в психологической диагностике.

В соответствии с поставленной целью работы были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с определением и историей развития проективных методик.

2. Изучить основные виды проективных методик.

3. Определить области применения проективных методик.

4. Рассмотреть возможности и ограничения проективных методик.

1. Определение и история развития проективных методик

Существуют крайне поверхностные определения понятия проективные тесты, примером которых может служить предложенная Чарльзом Райкрофтом в «Критическом словаре психоанализа»: «Проективные тесты или проекционные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как чернильные пятна, исходя из собственного воображения», другие определения, напротив, громоздки и многословны [7, с. 167].

Однако общей особенностью любого адекватного определения является:

1) упоминание проекции как принципа, положенного в основу метода;

2) указание на свободный характер ответов испытуемого, не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности;

3) указание на неопределенность и неоднозначность стимульного материала, которых тем самым отличается от стимульного материала интеллектуальных и других тестов.

Нельзя обойти вниманием и еще одну особенность проективных тестов - неопределенность инструкции для испытуемого; неопределенность, которая выражается в том, что он, как правило, не представляет себе, каким образом будут интерпретироваться его ответы; неслучайно А. Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками «замаскированного тестирования».

Принимая во внимание эту особенность, можно говорить не только о неоднозначности стимульного материалы, но и неопределенности для испытуемого стимульной ситуации в целом.

Таким образом, тест является проективным, если, по определению, он основан на механизме проекции безотносительно того ее вида, который положен в основу интерпретации результатов, стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и, кроме того, ответы испытуемого настолько свободны, насколько это возможно.

Интересно, что некоторые исследователи отказывают проективным методикам в праве называться тестами. Так, Л.Ф. Бурлачук в монографии «Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха)», цитируя польского психологи М. Кретца, пишет: «При применении тестов выводы о свойствах индивида и его диспозициях делают, исходя из той деятельности, которая является их актуальным коррелятом; например, по способности к запоминанию мы судим о памяти и т.д. проективные методы позволяют на основании ответов судить и делать выводы не о его (испытуемого) способностях, скажем, рассказывать истории, а об основных чертах его личности». Далее он продолжает: «Эта точка зрения вполне правомерна. На наш взгляд, целесообразно сохранить понятие «тест» исключительно для психометрических проб» [4, с. 118].

Необходимо отметить, что, по нашему мнению, проективные методики в действительности не могут считаться тестами в силу причин, которые будут изложены ниже; однако, это нисколько не умаляет их достоинств, а, скорее добавляет их. Беда в том, что многие критики, противопоставляя проективные методы так называемым объективным, зачастую вкладывают в последний термин некоторый оценочный смысл; не все, однако складывается столь просто.

Строго говоря, тест - это «система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности».

Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств - с этой точки зрения они вряд ли могут называться тестами. Кроме того, зачастую проективные методы не отвечают тем требованиям, что традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (имеется в виду их валидность и надежность).

Но, несмотря на их совершенно очевидную непохожесть на остальные виды тестов, проективные методики, думается, все же могут быть к ним отнесены.

Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных («словесных») ассоциаций. Однако необходимо вспомнить, что целью экспериментов этих ученых, также как и психологов Вюрцбургской школы, было изучение характера и темпа реакций на слова-стимулы; основанные на иных принципах и имеющие другую цель, нежели ассоциативный эксперимент, эти опыты, пожалуй, не имели ничего общего с проективными методами исследования личности, за исключением, разве что, внешнего сходства. Многие полагают, что первым проективным тестом в привычном смысле этого слова был метод свободных ассоциаций К.Г. Юнга: «Именно Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности». Отобрав слова-раздражители, могущие иметь, по его мнению, аффектогенное значение, Юнг, сообразно принципам основанной им научной школы, анализировал ответы испытуемого относительно времени реакции на них, а также подвергал последующей интерпретации формальную сторону ответов [8, с. 106].

В том же году, что и Юнг (1910), Г. Кент и А. Розанов (США) сконструировали и применили тест, чрезвычайно напоминающий юнговский; они предлагали испытуемому 100 общеупотребительных слов-стимулов, отобранных в связи с тем, что почти у всех они вызывали одинаковые реакции (стол - стул, темно - светло и пр.). Исследования показали, что психически больные испытуемые давали большее количество оригинальных, названных авторами «индивидуальными», ответов, нежели здоровые. Однако метод не получил широкой известности в силу того, что продуцирование «индивидуальных» ответов могло зависеть не только от психологического статуса индивида, но и от его возраста, социального положения, образовательного уровня и других факторов. Авторы, по-видимому, впервые обратили внимание на феномен, широко обсуждавшийся впоследствии и ставший козырной картой в руках противников проективных методов - феномен влияния на ответы внешних детерминант, снижающий, по их мнению, их надежность.
Нужно сказать, что ассоциативный эксперимент Юнга был затем переработан многими исследователями. Так, Д. Рапапорт, в 1946 году вдохновленный примером Юнга, отобрав 60 слов-стимулов с точки зрения их психоаналитической значимости, достаточно успешно работал с пациентами, анализируя их внутренние конфликты и используя свой метод для выявления нарушений ментальной деятельности [11, с. 94].

Однако есть основания считать, что Юнгу вовсе не «принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик». В самом деле: не является ли метод свободных ассоциаций, открытый Фрейдом между 1892 и 1898 годом, источником проективных тестов?
Уже в работе «Исследования истерии» (1895) Фрейд говорит о новом методе, правда, достаточно туманно; анализируя случай Эмилии фон Н., он пишет: «То, что она говорит, далеко не так спонтанно, как, кажется; в ее словах воспроизводится, причем, достаточно верно, ее воспоминания, а также новые впечатления, которые повлияли на нее за время нашей последней встречи. А они возникают - подчас совершенно неожиданно - на основе тех патогенных воспоминаний, от которых она сама произвольно освободилась в результате словесной разрядки». В работе «О психоанализе» (1909) он упоминает, наряду с толкованием сновидений и ошибочных действий, основное правило психоаналитического процесса - правило свободных ассоциаций.