Смекни!
smekni.com

Психологические подходы к развитию этнической толерантности (стр. 1 из 14)

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы формирования общества в условиях этнической толерантности.. 7

1.1. Понятие толерантности и толерантного поведения. 7

1.2. Психологическая составляющая этнической толерантности. 18

1.3. Факторы, влияющие на формирование толерантности в молодежной среде 23

2. эксперементальные исследования этнической толерантности молодежи.. 35

2.1. Методы исследования. 35

2.2. Анализ результатов исследования. 45

Заключение. 54

Глоссарий.. 56

Библиографический список.. 59

Приложение 1 Шкала социальной дистанции. 64

Приложение 2 Толерантность и типы этнической идентичности. 65

Приложение 3 Опросник, дифференцирующий агрессивное поведение. 68

Приложение 4 Методика «Ценностные ориентации». 73

Приложение 5 Методика диагностики общей коммуникативной толерантности 75

Введение

В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы терпимости людей по отношению друг к другу. Это продиктовано процессами глобализации, которые так или иначе делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженности – будь-то конфессиональной, этнической, расовой и т.д. Примеры конфликтности мы можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений.

Российская Федерация – многонациональное государство. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране стоят наиболее остро, так как подогреваются многочисленными осложняющими факторами, такими как, тяжелая социально-экономическая обстановка, недавние вооруженные конфликты, давние разногласия между некоторыми этническими группами, невнятность национальной и миграционной политики.

В данной работе, толерантность рассматривается не как покорная терпимость, а как трезвое продуманное и взвешенное желание, основанное на осознании своей этнической принадлежности, выслушать и понять иную точку зрения, отказ от стереотипов в мышлении, готовность к сотрудничеству с людьми разных рас, наций и религий.

«Толерантность (от лат. tolerantia-терпение) – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. Вместе с тем, толерантность…. не беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности и незаконным действиям»[1].

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и постоянно дополнялось разносторонними значениями, стремясь соответствовать действительности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»[2].

Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Рассмотрим понятие «этничностъ». В определенных случаях термин «этничностъ» является синонимом «национальности». Однако многие авторы сходятся во мнении, что в аналитических исследованиях понятие «этничностъ» имеет свои преимущества. Этим понятием (от греческого ейток - «народ») обычно подчеркивается идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общинной солидарности. Концепция трудно поддается определению, поэтому некоторые исследователи называют этот термин «хамелеонским». Возможно именно «хамелеонство», пластичность дефиниции этничности является преимуществом. Она позволяет анализировать и сравнивать различные явления, отслеживать идентификационное и социальное многообразие, которое зачастую не укладывается в устоявшуюся классификационную систему национальностей. Понятие «этничностъ» помогает прослеживать и становление новых этносов, и ответить на вопрос, в том что именно связывает только часть (группу) людей одной национальности.

Что касается этнической толерантности, то это очень актуальная проблема. Межнациональные противоречия стали сегодня постоянным спутником российской действительности. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов (Нагорный Карабах, Чечня) столкнулись сотни тысяч наших соотечественников. Погибшие люди, разрушенные семьи, беспризорные дети - вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния.

В межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет оттенка самоущемления, самобичевания, а заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия, т. е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на конструктивной основе. Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность - не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Проблемы толерантности имеют не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия. Вопросы межэтнических отношений привлекают внимание ученых и общественности. Дело еще и в том, что в последнее десятилетие во многих крупных городах России с традиционным преобладанием русского населения произошло существенное изменение этнодемографической ситуации. В них значительно увеличилось число инонациональных диаспор, которые продолжают пополняться за счет притока мигрантов из зон межэтнических и региональных конфликтов. Так, в Москве сегодня живут представители 150-ти национальностей; каждый десятый житель столицы - нерусский. Подобная ситуация складывается и в Саратовской области.

Целью данной работы является изучение и анализ состояния установок этнической толерантности у современной молодежи г. Маркса Саратовской области.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования этнической толерантности.

2. Подбор методик для исследования состояния установок толерантного поведения.

3. Проведение исследования состояния установок толерантного поведения у современной молодежи на примере двух групп: экспериментальной и контрольной (возраст 16-17 лет);

4. Количественный и качественный анализ полученных результатов.

Объектом исследования были выбраны две группы молодежи: качестве экспериментальной группы была выбрана группа из 25 человек в возрасте 16-17 лет из молодежного клуба «Союз немецкой молодежи «ТОТАЛ» при Российско-немецком доме, в качестве контрольной группы – группа учащихся 11 «а» класса общеобразовательной школы № 3.

Предметом исследования в этих группах было выбрана толерантность.

Гипотеза предполагает, что развитие этнической толерантности находится в тесной связи с другими видами толерантности.

В исследовании применялись следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос, тестирование, сравнение, методы статистической обработки данных.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в данных учебных заведениях была проведена комплексная программа по диагностике и формированию установок этнической толерантности у молодежи.

Практическое значение этого исследования в том, что она может быть использована в совместной работе педагогов и психологов по формированию этническо-толерантного пространства в образовательных учреждениях.

1. Теоретические основы формирования общества в условиях этнической толерантности

1.1. Понятие толерантности и толерантного поведения

Сейчас в России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов.

Особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией молодежь, чьи личности еще только формируются. Причем этот процесс идет в резко расслоившемся на богатых, бедных и просто нищих людей обществе с его глубоко укоренившимися имперскими, авторитарными и люмпенскими стереотипами. Эти обстоятельства накладываются на свойственные юношеству максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным для себя кумирам, тенденцию к объединению в замкнутые группы и кланы. Поэтому молодежь – благодарная аудитория для любой пропаганды, растравляющей «обиды», нанесенные обществом, и персонифицирующей обидчика в образе другого народа или конкретного человека иной национальности. Все это может приводить к возникновению в менталитете молодого человека зародышей этноцентризма, шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений.

Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте, сформировавшиеся в ходе социализации молодежи этнические стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей. Иными словами, этнические ориентации нынешней молодежи – это ориентации взрослых людей начала ХХI века и последующих за ними поколений.