Смекни!
smekni.com

Психология восприятия в профессиональной деятельности дизайнера (стр. 1 из 2)

Начну с того, что постараюсь описать свое представление о психологии восприятия и о перцептивных силах вообще, хотя даже не о них самих, а скорее о том как лично я связываю эти понятия со своим пониманием мира и незримых процессов, происходящих в нем. Я решил затронуть такие глубинные вопросы потому, что современный дизайн невозможен без знания психологии восприятия, а она, в свою очередь, не так поверхностна, как может показаться.

Дизайн – творческая проектная деятельность, направленная на создание многосторонних качеств изделий, процессов, услуг и систем на протяжении их жизненного цикла. Поэтому дизайн является главным фактором инновационной гуманизации технологии и решающим фактором взаимодействия культуры и экономики.

Целью данной работы является определение и понимание того для чего в профессиональной деятельности дизайнера необходимо знание психологии зрительного восприятия.

Самая могущественная сила во вселенной – это сила равновесия. Все остальные силы, по отношению к ней вторичны и являются вытекающими из неё. А пути, по которым действует эта самая сила равновесия – пути наименьших энергозатрат. Природа не будет зря тратить свою драгоценную энергию, если этого можно избежать. Здесь у некоторых может возникнуть вопрос о том, а каким, собственно говоря, образом эта сомнительная модель мира может быть связана с психологией восприятия и какое отношение имеет к промышленному дизайну? В том-то и дело, что на мой взгляд это отношение совершенно прямое, потому как мы, люди, наше сознание и подсознание, являемся непосредственной частью этого мира и обладаем способностью влиять на него прямым и косвенным образом. Собственно это и есть краеугольный камень, от которого и стоит отталкиваться. Под словами “влиять на мир” я подразумеваю способность человека управлять миром, но не всем, а лишь слоем своего мира, отдельной нишей, в которой каждый человек, так или иначе, находится.

Как вам кажется, что является причиной эволюции? Почему существа, обитающие много миллионов лет и, кстати, тоже обладающие способностью управлять слоем своего мира так или иначе менялись и обретали все новые способности? Ответ, мне кажется, очевиден: каждое существо, в зависимости от своего уровня осознанности, стремится управлять слоем своего мира эффективно. Например, еще до того, как птицы научились летать, у них на крыльях были когти, вероятно, для того, чтобы взбираться на деревья и затем планировать с них. Но способность “взбираться и планировать” являлась не такой эффективной и поэтому птицы со временем обрели новую способность. Они, можно сказать, сменили старую программу “взбираться и планировать” на новую – “летать свободно”.

Несмотря на то, что каждый, без исключения, человек обладает способностью управлять слоем своего мира, ему, так же, присуща и другая способность – привыкать, бессознательно соглашаться с текущим состоянием вещей, не смотря на то, что они, возможно, не до конца его устраивают. Это происходит из-за того, что привычка – это такое состояние человека, при котором он затрачивает минимум энергии на какое-либо действие, производимое машинально. Здесь я не имею ввиду энергию, которая зависит от физиологического развития человека. Здесь я хочу сказать о другом типе энергии, которую принято называть ”свободной”. Чтобы иметь высокий уровень физиологической энергии достаточно хорошо питаться, заниматься спортом, проводить больше времени на свежем воздухе. Со свободной энергией всё несколько сложнее. Она представляет собой ту самую энергию, которая нам так необходима как раз для управления своей реальностью и для творчества, хотя это в принципе одно и то же, т.к. творчество тоже представляет собой управление реальностью, только не в глобальном смысле, а здесь, в плоде творения создателя. Именно свободную энергию мы неизбежно тратим каждый день впустую на никому не нужные действия, к которым мы привыкли и которые уже давно стали частью нашей жизни.

Итак, мы перешли от модели мира, в которой “правит” величественная сила равновесия к способности человека управлять окружающим пространством эффективно, так что пришло время перейти к тому, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность.

Органы чувств, как часть нас самих, является частью вселенной и, соответственно, имеют строение, предназначенное для восприятия её, а значит и принципы, по которым устроен тот или иной орган находятся в прямой связи с первоисточником – вселенной. Следовательно, восприятие человека зависит от мира, в котором он живет.

Подведем итог: человеку необходимо управлять слоем своего мира максимально эффективно, чего можно достичь, если как следует разобраться в том, как устроено восприятие человеческих чувств. Именно это и изучает такая наука, как психология восприятия. Мы же, как будущие дизайнеры, имеем дело с восприятием, связанной со зрением, т.е. с той информацией, которую мы получаем посредством человеческого глаза. Каждому дизайнеру следует разбираться в психологии восприятия, потому как задачей дизайнера является разработка вещи, максимально подходящей конкретному человеку или типу людей. Здесь речь идет не только о конструктивном превосходстве дизайнерского изделия над обычным, но еще и тех качествах, которые становятся явными еще до того, как включится абстрактное мышление, т.е. не являющиеся плодом рассудка.

Рудольф Арнхейм пишет о скрытой структуре квадрата и приводит нам в пример то, как себя ведет в различных положениях черный круг на белом квадрате, приписывает белому квадрату некие положения напряженности, в которых черный круг ведет себя по разному. Арнхейм так же говорит, что у этого напряжения есть свое направление и величина, и что оно может быть представлено как психологическая [перцептивная] сила, действующая в этом ограниченном пространстве. В нашем представлении появляется силовое поле, с различного рода областями на нем, в которых присутствует либо притягивающая, либо выталкивающая сила. Я постараюсь сделать примерно тоже самое, только возьму за основу не белый квадрат, а нечто другое. Если представить себе пространство, в котором нет ничего, такая модель “ничто”.

Так вот, пока в этом пространстве нет ничего, то и построить свое суждение о чем-либо мы не можем, и, соответственно, не возникает никакого напряжения на перцептивном уровне. Но как только в этом пространстве появляется хоть что-то, обладающее различного рода качествами – с этого момента и начинается восприятие. В зависимости от того, что конкретно и с какой целью мы помещаем в зону восприятия, их различают несколько видов.

Восприятие форм связано с теми или иными биологическими потребностями организма. "Человеку присущи некоторые биологические потребности, - пишет Р. Арнхейм, - для ориентации ему необходима четкость и простота, для уравновешенности и правильного функционирования - единство и равновесие, для стимулирования - разнообразие и напряженность. Эти потребности удовлетворяются одними формами лучше, чем другими. Квадрат и круг просты и уравновешенны. Прямоугольник с соотношениями 2 1 внушает страх, что распадается на 2 квадрата.

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.

Цвет в дизайне играет важную роль, способствуя реализации его коммуникативной функции

Воспринимаемое визуальное сообщение благодаря цвету оказывает более сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Так, удачно подобранное цветовое решение в общем композиционном построении повышает его выразительность, образность, запоминаемость.

Цвет, как и любой элемент композиции, необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует созданию у зрителя состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот, — активности, динамики, броскости.

Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании любого объекта дизайн-графики. Если, например, объект рекламы рассчитан на зарубежного зрителя, то необходимо учитывать национальные особенности восприятия цветов, чтобы избежать неправильных визуальных толкований.

Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным положением. Так, «яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета».

Эмоционально-пространственные свойства самых распространенных цветов следующие:

·


желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает; создает ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; настроение бодрости, веселья;

·


оранжевый — визуально приближает, утолщает; создает ощущение сухости, высокой температуры; настроение радости;

·


фиолетовый — визуально снижает, сжимает; создает ощущение прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли; наводит грусть;

·