Смекни!
smekni.com

Понятие и проблематика сценического волнения (стр. 2 из 3)

Сила нервной системы человека-это такое ее свойство, которое характеризует функциональную выносливость, работоспособность нервных процессов. У исполнителя с сильным типом нервной системы волнение может вызвать повышенное напряжение мышц, ускоренное сердцебиение, проявление значительного энергетического потенциала, субъективное ощущение ускорения течения времени (временные промежутки кажутся короче, чем это есть на самом деле, - они подсознательно торопят время, стремясь быстрее начать выступление и сократить ожидание). Во время исполнения с успехом выполняют все технические трудности, но весьма поверхностно выполняют нюансировку, не всегда успевают донести музыкальный образ произведения.

Для исполнителя со слабым типом нервной системы волнение связано с другими явлениями. У них, в отличие от обладателей сильного типа, наблюдается дефицит энергетического потенциала, низкая температура рук и пальцев, течение времени для них замедляется, так что момент выхода на сцену, до которого казалось еще долго, наступает неожиданно быстро. Ученик с трудом справляется с техническими сложностями, но более полноценно осуществляет динамику, качественно озвучивает выразительные моменты фразировки.

Психологические исследования и жизненные наблюдения за поведением людей свидетельствуют о том, что одни люди склонны приписывать ответственность за итоги своей активности внешним силам (внешний контроль). Другие же считают, что результаты выполняемой ими деятельности определяются их собственными способностями (внутренний контроль). Для человека с внутренним контролем характерна большая уверенность в себе, последовательность, неотступность в стремлении, интерес к самопознанию, эмоциональная устойчивость, доброжелательность. Для человека с внешним контролем характерна неуверенность в себе, недоверие к собственным воззрениям, желание отсрочить на неопределенное время осуществление своих побуждений.

Ученики с внутренним контролем по отношении к своей деятельности отличаются уверенностью в себе. Им необходимо разъяснить все аспекты поставленной задачи и способы ее решения в ходе выступление на сцене. Им свойственно проявление устойчивого внимания к замечаниям и предложениям педагога.

Ученики с внешним контролем по отношению к себе и своей деятельности мало уверены в своих силах и во многом надеются на случай. Им необходимо ободрение и поддержка педагога для снятия излишней тревоги за будущий результат. Перед выходом на сцену они не способны конструктивно осмысливать предложения педагогов, требующих незначительных изменений исполнения, поскольку держаться за то, что уже было отработанно в классе. Сразу после исполнения, ученик находится еще под влиянием сценического волнения, и не имеет возможности рационально воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.

Серьезное значение для накопления у ученика опыта поведения на сцене имеет определенная периодичность выступлений. При этом нужно иметь ввиду, что слишком частые выступления ведут к снижению исполнительского уровня вследствие того, что за короткие сроки трудно восстанавливать качество профессионального умения. В тоже время слишком редкие выступления не содействуют поддержанию необходимой сценической формы и каждый выход к слушателям требует специально организованной подготовки.

Влияние особенностей личности учеников на сценическое выступление

Для рассмотрения педагогом причин успешного и неуспешного выступления его учеников на сцене серьезное значение имеют представления психологов о том, как различаются люди по таким особенностям их личности, как направленности внимания. Для некоторых людей характерна открытость, обращенность к внешнему миру (экстравертированность). Другие люди отличаются замкнутостью, концентрацией внимания на себе (интровертированность). Учеников с экстравертированным типом личности мало тревожит сам факт выступления на сцене, но их весьма заботит результат исполнения. Они обеспокоены тем, какое впечатление производит на слушателей их исполнение, и очень дорожат мнением педагога. Им свойственно спокойное ожидание выступления и взволнованное состояние после. В отличие от этого, ученики с интровертированным типом личности проявляют повышенное волнение и сильную обеспокоенность предстоящим выступлением на сцене. Для них выступление на сцене это вынужденное общение со слушателем. По сравнению с учениками экстравертированного типа они в меньшей степени озабочены итогами своей деятельности.

Другой важной причиной успешного и неуспешного выступления учеников на сцене выступает то, насколько они способны самостоятельно оценивать качества своей личности и успешность выполняемой деятельности. С одной стороны, самостоятельная оценка служит для актуальной регуляции, поскольку в ней отражается степень удовлетворенность человека собой. С другой стороны самооценка лежит в основе уровня притязаний личности, то есть в основе того, какие цели и какой сложности человек избирает для себя в перспективе. В самооценке также проявляется степень осознания человеком своего отношения к себе и другим людям, а также уровень

Сформированности умений критически оценить свои силы и возможности. Отношение представлений человека о своих возможностях к их реальному содержанию характеризует степень адекватности самооценки. Неадекватная самооценка характерна для людей, которые неверно оценивают свои способности и неправильно выбирают цели деятельности. В одних случаях неадекватная самооценка реализуется как завышенная. Человек считает свои способности более развитыми, он полагает, что его деятельность более успешна, чем это есть в реальности. В других случаях неадекватная самооценка выступает как заниженная. При этом человек в своих представлениях недооценивает себя. Он относится к своей деятельности излишне критически и поэтому не замечает реальных успехов или считает их случайными. Адекватная самооценка характерна для людей, которые оценивают себя в соответствии с суждениями других людей и реально достигнутыми результатами деятельности.

Для учеников с завышенной самооценкой характерен высокий уровень претензий, им не свойственна повышенная нервно-психическая напряженность и сосредоточенное внимание. Поэтому, попадая на сцену, они обнаруживают много неожиданного, в силу чего в их исполнении множество значительных недочетов. Ученики с заниженной самооценкой отличаются постоянной неудовлетворенностью своих действий и повышенной ответственностью. Они испытывают сильную тревогу за результаты выступления, проявляют чрезмерное внимание ко всем условиям поведения на сцене, реальным и вымышленным. Выступая, эти ученики сосредоточенно контролируют точность исполнительских приемов, что часто идет во вред выразительности звучания.

Наряду с этими особенностями на отношение учеников к сценическому выступлению влияет еще и возраст. Для младших школьников не характерны отчетливо выраженные признаки волнения перед выступлением. Это связано с недостаточным опытом деятельности отношений и мало сформированным самосознанием и самооценкой. В силу этого они ведут себя на сцене относительно спокойно и уверенно, несмотря на незначительный опыт выступлений.

Характерно, что эстрадное волнение с трудом подается логическому анализу и плохо управляемо. Необычное самочувствие, неуверенность в своей готовности, необычная температура в зале, постоянно расстраивающийся инструмент-все это суммируется и вызывает ощущение неясной тревоги, неопределенности, протекающих на интуитивном уровне, подсознательно.

Изначальной причиной сценического волнения, влияние которой опосредствуется особенностями личности и возраста учеников, является неопределенность оценки исполнения на сцене, непредсказуемость результата выступления, поскольку и оценка и результат прямо не зависят от исполнителя, не определяют собой итог взаимодействия его исполнительской деятельности и деятельности восприятия слушателей.

Психологическая подготовка учеников к выступлению

После того, как произведение достаточно проработано и впереди предстоит публичное выступление необходимо позаботиться о создании психологической готовности к сценическому выступлению. В плане решения этой задачи нецелесообразно увеличивать нагрузку на занятиях, поскольку основное в этом периоде не нарушать то, что уже отработано. Педагогу следует учитывать, что за несколько дней до выступления ученики обычно начинают вести себя по-другому, чем раньше:

· она мало учитывают замечания педагога и не замечают недостатков своего исполнения, желая сохранить неизменным то, что достигнуто;

· в их исполнении (особенно в тех местах, которые выучены относительно недавно) начинают появляться неожиданные ошибки;

· в некоторых случаях (особенно это касается учеников с заниженной самооценкой) возникает отрицательное отношение к качеству своего исполнения;

· у некоторых учеников можно наблюдать рассеянность на уроках, снижение исполнительской активности;

· усиливается беспокойство по поводу будущего выступления, появляются размышления о следствиях неудачного выступления;

Для стабилизации состояния ученика в этот период и снятия у него нервного напряжения весьма эффективными выступают мысленные исполнения сочинения с определенными характеристиками: ученику нужно "видеть" себя на сцене перед слушателями, представлять свои уверенные и свободные действия и особенности звучания в зале. Необходимо провести с учеником акустические репетиции в зале. Чтобы эффект от репетиций был наибольшим, педагогу нельзя допустить, чтобы она состоялась за два-три часа до выступления, поскольку в силу неопытности, ученик будет стараться исполнить произведение как можно лучше, растратит силы и не сможет показать перед слушателями все, на что способен. Следует добиться, чтобы репетиция состоялась не позже, чем за день до выступления, в крайнем случае утром того же дня. Основная задача, которую можно решить только на репетиции это приспособление исполнения к особенностям зала: нужно проверить темпы, особенно там, где имеются агогические отклонения, четко распределить динамически оттенки и нюансы. Не стоит на репетиции отрабатывать и доучивать те или иные разделы сочинения или повторять его целиком несколько раз. Чтобы сохранить высокий эмоциональный тонус, не имеет смысла также исполнять его с полной отдачей как перед слушателями. Педагогу следует беречь творческие силы ученика и не превращать репетицию в подобие урока. Лучше всего осуществить одно исполнение пьесы в среднем темпе, спокойно и отчетливо, с умеренной силой звучания и прикрытой выразительностью, чтобы ученик слушал себя как бы со стороны, из зала. Это помогает лучше приспособиться к требованиям выступления перед слушателями и наработать специфически сценический общий контроль за исполнением. Психологическое значение репетиции связано с тем, чтобы ученик прочувствовал свое состояние на сцене как новое, где отсутствует привычные условия урока и поддержки педагога. В связи с этим очень важно отрепетировать самое начало исполнения, его первый раздел, точно наметив здесь работу двигательного аппарата, характер звучания, особенности темпа и меру выразительности. На репетиции также следует опробовать и такие моменты сценического поведения, как выход, поклон и непосредственно подготовка к началу исполнения.