Смекни!
smekni.com

Семья в социуме, социум в семье (стр. 2 из 3)

С социологической точки зрения, семенная политика государства должна быть направлена на возрождение семьи, семейного образа жизни, фамилистической куль­туры общества, укрепление семьи как социального ин­ститута. Укрепляя семью как социальный институт, сле­дует создавать условия реализации потенциала отдельных семей при решении конкретных жизненных проблем таким образом, чтобы семьи и их члены могли бы сами извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания того образа жизни, который они считают приемлемым для себя.

Семейная политика с необходимостью должна быть ориентирована на совершенствование всего строя со­временной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням.

Социальная среда предоставляет широкий выбор агрессивных и противоправных моделей поведения, социальные пороки становятся общедоступными. Дух цивилизации сегодня настолько силен, полон соблаз­нов и греховности, что способен проникать в челове­ческие души через все мыслимые и немыслимые огра­ды. Мы постепенно начинаем осознавать, что переме­ны должны начинаться с каждого конкретного челове­ка, с каждой семьи.

Социальные условия порождают и поддерживают ценности парными путями. Социальные психологи считают, что большая часть социальных восприятий за­висит от истолкования данной ситуации, чем от самой этой ситуации: человеческие чувства, мысли и поступ­ки формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга. Как и большинство социальных навыков, усвоение модели антисоциального поведения происходит в наблюдении за действиями окружающих и фиксировании последствий этих действий. Эта при­чина может быть связана с явлением «заражения», которое состоит в том, что люди копируют поведение и принимают стандарты и установки, характерные для данной микросреды обитания.

Человек - существо общественное, которому для того, чтобы выжить, необходим целый ряд социальных связей. Постоянное взаимодействие с другими людь­ми, с социальной средой, в которой он живет, форми­рует его личность во всех аспектах, какие только мож­но себе представить.

В социально-психологической литературе было опуб­ликовано немало дискуссий по поводу роль той социаль­ной среды, в которой живут семьи. Знание факторов, которые не способствуют благополучию семей в том или ином районе и их участию в общественной деятельности, в целом, очень ограниченны. Вместе с тем эмпирически выделенные факторы составили четыре основные груп­пы: а) разногласия между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье; 6) психические нарушения и криминальное поведение родителей: в) низ­кий социальный статус семьи и плохие жилищные усло­вия; г) неблагоприятные особенности школьной среды.

Еще одной причиной может быть отвержение и де­морализация семей. Это происходит из-за того, что на семьи навешиваются ярлыки неблагополучных. М. Райтер указывает еще на низкий социальный статус района. В основе этого явления лежит целый комплекс причин. Одна из них заключена в том, что в районах с низким социальным статусом сосредотачиваются «трудные се­мьи», поскольку это единственные районы, в которых они могут найти жилье.

Вторя классикам, можно констатировать порази­тельную вещь — любовь и воля, которые в былые времена всегда помогали справиться с жизненными не­взгодами, в наши дни сами стали проблемой. С этим обстоятельством тесно связана другая особенность» характерная для современной культуры, которая осно­вана на стимулировании потребности покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного че­ловека выражается в восторге, с которым он разгля­дывает витрины, и в возможности купить все, что он может себе позволить — за наличные или в кредит. Точно также он (она) смотрит и на людей. Привлека­тельная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины — это призы, которые они стараются заполучить. «Привлекательность» обычно означает набор популярных качеств, пользующихся спросом на рынке личностей. Что именно делает чело­века привлекательным, зависит от моды.

Неудивительно, что в культуре, где преобладает ориентация на рынок, а материальный успех имеет исключительную ценность, любовные взаимоотноше­ния следуют тон же схеме обмена, которая главенству­ет на рынке товаров и рабочей силы.

Прошло время, когда человеком двигали немно­гие стимулы, на которых сосредотачивались все силы его души и которые превращались от этого в страсть» в мощный пучок энергии, направленный в одну точ­ку. Мы живем в эпоху многих стимулов, и духовная жизнь человека резко переменилась, в нее вошли - экономика, политика, рабочие обязанности, матери­альные и бытовые запросы, культурные и творческие тяготения, тяга к развлечениям и увлечениям. Любовь отошла назад, потеснилась... уступила им часть своего места среди пружин личной жизни. А вместе с этими громадными переменами, любви мешают стрессовые нагрузки, нервная усталость, социальные тяготы и не­хватки. Вся жизнь людей перестраивается в своих ос­новах, и любовь занимает в этой перестраивающейся жизни новое, тоже перестраивающееся место. Она приходит в новые соотношения с потребностями, про­питывается новыми переживаниями, по-новому сплав­ляется с другими чувствами. Она что-то теряет, и что-то приобретает, делается в чем-то слабее, в чем-то сильнее. В ней идут драматические переломы, и они больно ранят душу.

Люди, живущие в нынешнее время, должны защи­щаться от ужасного сверхстимулирования, от хлещуще­го из телеприемников потока слов и шумов, от конвей­ерных потребностей промышленности и гигантских «фабрик» индустрии развлечений. В среднестатистичес­кой семье телевизор работает до 7 часов в день: на каж­дого члена семьи приходится по 4 часа. Телевидение часто разрушает созданную безоблачную картину жиз­ни. Очень трудно оставаться в блаженном неведении, когда видишь передачи, рассказывающие о событиях, происходящих в мире. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия и наркоупотреб­ления. К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убий­ств и 100 000 других действий с применением наси­лия и употребления наркотиков.

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведе­нию тех моделей поведения, которые в них изобража­ются? Или зритель, заочно участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание драмы, содер­жащей насилие, помогает людям высвободить загнан­ную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают, что на­силие появилось раньше телевидения. Споры продол­жаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что наблюдение образцов насилия по ТВ: 1) ведет к усилению агрессивности; 2) повышает порог чувстви­тельности зрителей к насилию; 3) формирует взгляды на социальную реальность.

Жизнедеятельность семьи реализуется одновре­менно с миром природы и в специфической для чело­веческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Харак­терной особенностью нынешней ситуации является то, что всей человеческой цивилизации присуще постоян­ное и стремительное расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группа­ми людей, организациями, определенными социальны­ми институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в пос­леднее время, и темпы его растут. К сожалению, в последние годы важнейшая часть информационной среды стала более агрессивной и примитивной.

Кровавая теледиета дает обильную пишу для наркомании, сексуальных деформаций, предлагает модель для «прожигания жизни». Вмешательство родителей в данном случае не является конструктивным. Родители могут запретить, но не могут «выключить» влияние ТВ.

Все исключительно сложные и взаимозависимые процессы, происходящие в природе и обществе, отно­сятся к информационному взаимодействию. Мудрая природа уже изначально способна к полноценному воспроизводству и имеет многократный запас прочнос­ти устойчиво противостоять негативным внешним и внутренним воздействиям. Однако человек (в своем неуемном стремлении победить природу, жажде к так называемому научно-техническому прогрессу и нена­сытном стремлении к материальному благополучию) каждодневно ведет неутомимую саморазрушительную деятельность. В результате - нарушение иммунного ста­туса, адаптационных и генетических свойств организ­ма, развитие всевозможных тяжелых и неизлечимых заболеваний, нарушение эколого-информационной среды обитания и био-энерго-информационного рав­новесия. Самое печальное - это духовно-нравствен­ное обнищание общества и разрушение полноценной личности человека и ее колыбели — семьи.

Таким образом, в наше время со всей очевиднос­тью встала проблема защиты здоровья и реабилитации, как человека, так и самой среды обитания. Особенно актуальна проблема экологической информационной чистоты для семенной системы.

Пока же, в мире, в котором вещи и деньги превра­щаются в средство идентификации, грозя, подобно лаве, испепелить и удушить все живое на своем пути; в мире, в котором секс стал настолько доступен, что сохранить хоть какой-то внутренний центр можно только одним способом — научиться безучастно совершать половой акт - в этом мире, который молодые люди ощущают более непосредственно, поскольку у них не было вре­мени возвести линию обороны, притупившие чувства старшего поколения, нет ничего удивительного в том факте, что кризис современной семьи увеличивается. Весь мир пронизан беспокойством, люди цепляют­ся друг задруга, и пытаются убедить себя, что испыты­ваемое ими чувство - любовь, они не принимают воле­вых решений, потому что боятся, выбрав нечто одно, потерять другое, и чувствуют себя слишком неуверен­но. В результате разрушается фундамент положитель­ного социального воздействия общества на личность и семью. Конечно, общественные и государственные орга­низации могли бы больше и лучше заботиться о благо­получии семьи. И это наверняка возможно. В нашем урбанизированном и индустриальном мире социальные институты должны быть экономичными, практичными, эффективными, однако по большей части они бесчело­вечны. Ведь не новость, что в этих организациях сегод­ня процветает культ силы и вещей. И современные семьи вполне приспособились к этому.