Смекни!
smekni.com

Субъективное переживание одиночества различными типами личности (стр. 2 из 4)

Таким образом, можно отметить тенденцию к расширению и углублению изучения

одиночества как предметной области. Говоря о западной научной мысли в контексте философских, психологических и социологических исследований сегодняшнего дня, можно констатировать, что существенных изменений по сравнению с периодом углублённых исследований 1940-х – начала 1980-х гг. не произошло. Получили уточнение и развитие гипотезы и предположения с позиций когнитивного подхода, формировалась эмпирическая база исследований в рамках социологических теорий, было продолжено описание проблем общения, касающихся разных возрастных групп.

До 90-х гг. ХХ века проблема одиночества в российской научной литературе практически не затрагивалась. Работы, поднимавшие эту проблему, в большинстве случаев носили научно-публицистический характер. Исключением явились исследования И.С. Кона и Н.Е. Покровского. Рассматривая существовавшие и существующие в разных культурах формы одиночества, подразумевая под ними различные типы уединения, социального обособления и ритуальной изоляции, И.С.Кон пришел к выводу, что, с одной стороны, самые разные по уровню развития и характеру культуры относятся к чувству одиночества как к неотъемлемой и необходимой составляющей бытия, а с другой, – на всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем наказание одиночеством, изгнанием, лишением общения. И.С. Кон также в какой-то мере освещал исследования западных социологов и социальных психологов (Ф. Зимбардо, Д. Боулби, Д. Рисмена) по этой проблеме. Наиболее значительный вклад в исследование одиночества в этот период внес Н.Е. Покровский, работы которого, являясь взаимодополняющими, были посвящены отражению проблемы одиночества в различных философских концепциях, – в частности, в философии Ж.-П. Сартра, различных теориях «коммунитаризма», представлениях об одиночестве в западном искусстве 1970-х гг. Н.Е Покровский рассматривает одиночество в широком контексте как историко-философскую, социально-философскую, культурологическую и социологическую проблему.

С начала 1990-х гг. исследования по проблеме одиночества постепенно приобретают систематический характер, происходит их углубление, актуализация отдельных аспектов исследуемого феномена. С 1990 г. по настоящее время в России защищено более двадцати диссертационных работ по данной проблематике, в том числе четыре докторские диссертации. Так, исследование И.С. Дьяченко затрагивает проблему одиночества в контексте анализа качеств личности и ситуаций их проявлений. Работы С.В. Куртиян и Л.И. Старовойтовой посвящены изучению одиночества как социального явления. Диссертация Ю.М. Черепухина интересна тем, что она выстраивается на основе гендерного подхода. О.Б. Долгинова предприняла попытку сравнительного анализа феномена одиночества с точки зрения определенных возрастных групп. Отдельно необходимо отметить исследование, выполненное Н.Е. Покровским (1996). Его диссертационная работа является единственным фундаментальным исследованием в области комплексного анализа зарубежных теорий и имеющихся подходов к представлению об одиночестве.

Диссертационные исследования рассматриваемого периода были отнюдь не единственным направлением освещения проблемы одиночества. Вопросы, непосредственно связанные с проблематикой одиночества, затрагивались в работах В.В. Абраменковой, К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Данчевой, М.А. Литвака, В.И.Молчанова, Г.А. Назлояна, Л.Ф. Новицкой В.И. Пузько, И.М. Слободчикова, Н.В. Хамитова, Ю.М. Швабла и др. Анализ научных работ в области исследования одиночества показывает, что абсолютное большинство ученых в качестве теоретико-методологической основы избирают совокупность имеющихся теорий, гипотез и подходов западных школ. Нет кардинальных расхождений также и в социально-философских парадигмах, – ими являются обычно различные версии теорий экзистенциальной философии. Абсолютное большинство авторов придерживается также и общепринятой системы взглядов на одиночество, рассматривая его не столько как феномен, сколько как производное (по отношению к социальным процессам), временное и преимущественно негативное состояние. Тем не менее, само обращение к теме переживания одиночества, представление и анализ различных его «граней», исследование социального контекста его возникновения, указывают на безусловную важность и ценность всех выполненных исследований.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что в свете современных представлений об одиночестве могут быть выделены две тенденции в его изучении:

1) трактовка одиночества как психического состояния или субъективного переживания;

2) представление об одиночестве как преимущественно негативном состоянии и переживании.

Исходя из степени разработанности указанной темы, были определены цели и задачи.

1.2. Исследовательская позиция. Обоснование цели и задач исследования.

В данной работе мы понимаем одиночество как субъективное переживание, вызывающее различные позитивные или негативные чувства и эмоции. Предполагается, что наиболее важным является субъективная оценка человеком собственного одиночества, на основе имеющегося личного опыта.

Одиночество как субъективное переживание может присутствовать всегда и у всех людей. Уникальность данного феномена заключается в том, что проявляется оно у каждого человека с разной силой и отличается эмоциональной окраской и зависит это от того к какому типу личности относится индивид – экстравертированной или интровертированной.

Таким образом, на наш взгляд, определяющим в данном случае будет не столько реальная, «объективная» ситуация межличностного взаимодействия личности с другими людьми, сколько ее внутреннее, «субъективное» отношение к этому взаимодействию, зависящее от того, к какому типу личности относится испытуемый.

Теоретико-методологическими основами данного исследования являются отечественные и зарубежные философские теории и психологические концепции, освещающие проблему одиночества.

Существенное значение для исследования в концептуальном плане имеют философские концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека (Ф. Ницше, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, В.С. Соловьев, Н.И. Бердяев, Э. Фромм, К. Хорни, Б. Паскаль, В. Франкл, С. Кьеркегор, К. Ясперс и др.). Особое значение для нашей работы имеют взгляды приверженцев экзистенциализма (Ж.П. Сартр, А. Камю, В. Франкл, И. Ялом и др.).

Для сбора эмпирического материала на основном этапе исследования, посвященном непосредственно изучению особенностей одиночества как субъективного переживания, мы использовали специально подобранный комплекс методик:

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (Модифицированная шкала измерения одиночества UСLА),

Методика оценки темперамента - опросник Кейрси,

Методы изучения отношения к одиночеству: проективная методика «Нарисуйте одиночество», методика «Опишите одиночество», «Определите цвет одиночества» (авторский прием).

Глава 2.

2.1.Организация исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнения предмета исследования;

2. Опытно-экспериментальный - в исследовании переживания одиночества различными типами личности. Способ работы с испытуемыми - индивидуальный. Испытуемым предлагалось пройти 3 теста. Методики были предоставлены в следующей последовательности: шкала одиночества UCLA, опросник Кейрси, проективный тест.

3. Описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

2.2.Методы и методики исследования.

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

1. Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA, разработанная (в рамках одномерного подхода) Даниелем Расселом. Опросник содержит 20 утверждений. Процедура диагностики: предлагается ряд утверждений. Требуется рассмотреть последовательно каждое и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи следующих вариантов ответов: «полностью не согласен», «не согласен», «скорее не согласен», «ни то, ни другое», «скорее согласен», «согласен», «полностью согласен». Тест UCLA широко применяется в клинической практике для оценки степени одиночества пациентов.

2. Опросник Кейрси. Методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой Ильин Е. П.
Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений К.Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся: