Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Психологии (стр. 6 из 7)

В.– психический процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на объекте.

В.– процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств и игнорирование остальной, неактивной информации.

Титченер говорил о том, что человек находится под различным наплывом впечатлений, из них воспринимается часть. Эта часть выделяется вниманием, фиксируется и запоминается.

Рибо связывает внимание с эмоциями.

Виды внимания:

* Непроизвольное – обусловлено физическими характеристиками и значимостью стимулов для человека. Присуще детям.Генетически первый тип, природообусловлен. Оно зависит от внешних раздражителей и их свойств.Это спонтанное внимание, не связ с волевыми усилиями.(Свойства раздражителей:1интенсивность;2 неожиданность;3 новизна; 4соответствие потребностям и интересам чела.)

* Произвольное – волевые усилия и какая-то цель. Складывается в процессе обучения и воспитания. Социально обусловлено.Необходима для игровой, трудовой, общения, Источник возникновения: соц требования. Наличие волевых усилий обязательно. Управляется изнутри ,связ с целями деят.

* Послепроизвольное – связано с поглощенностью личностью деятельностью и не требует волевых усилий. Результат увлеченности. Это след этап за произвольным вниманием, харка волевые условия отсут, при сохр цели деят.

Свойства:

* Устойчивость – является основополагающим свойством. Это способность сохранять внимание не отвлекаясь на объекты. Причины: индивидуальные и психологические особенности чел-ка и общее состояние организма. Способность сохранять опред напряженность действия на объекте. Измер количеством и качеством выполняемой работы.(Чем выше утомление, тем ниже внимание.)

* Сосредоточенность – степень концентрации на одних объектах и отвлечение от других. Интерес как мотивация, повышенная сосредоточенность. умение, не отвлекаясь заниматься деят. Рассеянность-невозможность сосредоточится.вызывает сильную доминанту.

* Переключение – переход внимания с одного объекта на другой. Имеет значение темп переключения.

* Распределение – способность рассредоточить внимание в пространстве. Сосредоточение внимания между объектами и разными видами деят. Условие: одна деят должна быть автоматизирована, а другая предполагает высокий уровень осознанности.

* Объем – определяется количеством информации, которая удерживается в области повышенного внимания.(У взрослого 5-6, макс9, у реб 3-4.)

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора информации. Интенсивность и продолжительность внимания зависит от ассоц. с ним эмоц. состояний. Внимание связано с установкой. Под влиянием установки выделяется образ. Этот образ становится объектом внимания.

1.Воображение. Виды активного воображения.

Воображ. – психич. процесс создания образа. Хар-но только для чела, не известно где локализуется.

Строение образа. РОЛЬ.-прямо примыкает к мышлению, сущ связь между ними.- позволят человеку выйти за границы чувствительности и создать образ в условиях неполноты информации.- уходит в оыт человека. ЗНАЧ. воображ.: вся человеч. культура – продукт воображ.; вообр. выводит чела за пределы сиюминутного существования.; вообр. позволяет челу ориентироваться в ситуации без использования практических действий.; вообр. необходимо, когда практические действия невозможны. Вообр.: активное и пассивное(образы спонтанны). Активное (создание образов по собственному желанию с участием волевых условий): продуктивное (действительность сознательно конструируется по-новому, проявляется индивидуальность) и репродуктивное (восстановление действительности, связь с памятью, восприятием). Основное различие закл: наличие цели и волевые усилия. 2.Воображение. Виды воображения. Функции образа.

Воображение – создание образа, отражение действительности в образах. Воображение выступает как основа создания предметов материальной и духовной культуры. Позволяет выйти за пределы реальной ситуации и оперировать элементами действительности, которые не представлены в данный момент. Воображение всегда связано с опытом человека. В основе воображения – реальность, хотя образы фантастичны, создается мозаика из воспринимаемого в действительности.

Чувчтво эстетического, связь с орг процессами, с эмоциями. Страх придает в драматичность и неизбежность неприятных событий, связь с идеоматорным фактором.

Виды воображения:

1. активное (преднамеренная работа по созданию образа, важно в практической деятельности человека) 1продуктивное (творческое, создание образов, констатирующих новое видение реальности, окружающего мира. Н-р: реферат, доклад, перевод)2репродуктивное (воссоздающее, отражение в образах основных черт действительности. Н-р: схема пути, воспроизведение материала по памяти)

2. пассивное (спонтанное возникновение образа)1сновидения(предмет изучения психоанализа. Они отражают индивидуальность личности. Основная функция-исполнение желаний.У невротиков сновид вовращ в психоьравмир сит. Снов должно быть прояснено, характерно для всех людей.2галлюцинации(результат болезненного состояния психики, наркотики, алкоголь.)3грезы( идеализация будущего, ослабления связи с реальностью. Они не опасны, но если она доминируют над мечтой, то снижают активность и конструктивн поведения человека.Свойственно юности, тк у нее есть будущее. )4мечты

Образ – представлениеФункции образа:

  • живое, яркое представление ситуации, позволяющее точнее представить предмет;
  • позволяет найти выход в проблемной ситуации, когда данных недостаточно;
  • позволяет фантазировать, мечтать, придумывать какие-либо ситуации;
  • успокаивает человека, если у него нет достаточных знаний о предмете его воображения.

1. Воображ. – психич. процесс создания образа. Хар-но только для чела. Знач. воображ.: вся человеч. культура – продукт воображ.; вообр. выводит чела за пределы сиюминутного существования.; вообр. позволяет челу ориентироваться в ситуации без использования практических действий.; вообр. необходимо, когда практические действия невозможны. Вообр.: активное и пассивное. Активное (создание образов по собственному желанию с участием волевых условий): продуктивное (действительность сознательно конструируется по-новому) и репродуктивное (задача воспроизвести реальность в том виде, в кот. она есть. Момент творческого преобразования неизменно присутствует.) и пассивное (образы возникают спонтанно, помимо воли чела (сновидения). Продукт подсознания). Ф-ии воображ.: представлять действительность в образах; регуляция эмоц. состояний; участие в регуляции псих. процессов. С помощью вызываемых образов чел управ. Высказываниями, воспоминаниями.; формирование внут. плана действий, способность манипулировать образами; планирование деятельности. Виды воображ.: сновидения (Фрейд: связаны с нереализованными потребностями и желаниями. Чел их не осознаёт или скрывает. Сновидения должны быть прояснены для личности. Это позволяет челу осознать стимулы, кот. влияют на его поведение.); галлюцинации (фантастические видения, не имеющие связи с реальностью. Х-ны для болезн. состояний. Рез-тат нарушения работы психики и организма в целом.); грёзы (нормальное психич. сост., связанное чаще всего с идеализированным будущим); мечта (более реалистична, связ. с действительностью, в принципе осуществима, выступает, как мотивация достижений). Грёзы и мечты хар-ны для юности.

2. Эмоциональная сфера личности.

Будучи столь хорошо известными как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека и, казалось бы, доступными научному пониманию, эмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности отдельного индивида.

Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Прежде всего, тем, что когда речь идёт об эмоциях, то здесь наблюдается особый случай: они являются самой интимной специфической характеристикой психического. Именно в этом отношении эмоции может быть даже превосходят по своему значению компонент интеллекта; ведь, во всяком случае, современные ЭВМ, которые успешно воспроизводят ряд функции интеллекта, в принципе лишены какого бы то ни было подобия эмоциональности. Вот почему в силу того, что эмоции - это явления глубоко человеческие и интимные, встает ряд вопросов о возможности систематического исследования эмоций и возможности обнаружить у эмоций объективные закономерности, стабильность и регулярность.

Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собственно психологическую её разработку оказывали влияние религия, эстетика и особенно этика. На рубеже нашего века, когда с развитием техники расширились возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий поворот к этому достаточно надёжному источнику знаний. Однако ограничения, вполне естественные для экспериментального исследования эмоций, распространились и на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, «втиснутая» в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере воспитания межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других областей практической жизнедеятельности человека. Ведь бесспорным является факт, что эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт. Нравственно воспитанным человеком является не только тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения, составляющие сердцевину человеческой личности.