Смекни!
smekni.com

Развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность (стр. 6 из 6)

Методика предназначена для диагностики сферы восприятия детей дошкольного возраста. Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов производится по следующим критериям:

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8–9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6–7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4–5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2–3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0–1 балл – за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития восприятия :

10 баллов – очень высокий

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний

2–3 балла – низкий

0–1 балл – очень низкий


2.2. Процедура и результаты диагностики

Диагностика уровня развития восприятия детей дошкольного возраста проводилась на занятии по изобразительному искусству с воспитанниками средней группы ДОУ № 204 г. Нижнего Тагила.

В диагностике принимали участие 10 детей в возрасте 4 - 4,5 лет - 5 мальчиков и 5 девочек.

В таблице 1 представлены данные по уровню развития восприятия детей дошкольного возраста.

Таблица 1. Уровень развития восприятия детей дошкольного возраста

Имя ребенка Количество баллов Уровень развития восприятия
Настя Р. 8 высокий
Таня П. 7 средний
Кирилл В. 5 средний
Толя Я. 4 средний
Женя С. 3 допустимый
Ксюша А. 1 очень низкий
Таня М. 6 средний
Полина Г. 4 средний
Костя Б. 2 допустимый
Егор Т. 7 средний

Таким образом, у детей данной группы преобладает средний и допустимый уровень зрительного восприятия (за исключением одного испытуемого, показавшего высокий уровень).

Возможно, развитию этих негативных тенденций способствует отсутствие специальных игр и упражнений, направленных на развитие восприятия, на занятиях по изобразительному искусству. Поэтому целесообразным является составление специального комплекса таких игр и упражнений.

Заключение

Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.

Особенностями восприятия в дошкольном возрасте являются:

- развитие восприятия в ходе освоения системы перцептивных действий;

- исследование свойств окружающих предметов через систему эталонов (мерки, фишки и т. д.).

- от младшего дошкольного возраста к старшему – увеличение целостности, произвольности восприятия.

Иными словами, дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений.

Целенаправленные упражнения по развитию восприятия на занятиях по изобразительному искусству способствует развитию восприятия:

- формы предметов;

- размеров предметов;

- частей и целого;

- восприятия пространства;

- восприятия сюжета картинки;

- восприятия художественного образа.

В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы и передавать их в изображении. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.

Список литературы

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. //Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000.

3. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.

4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998г.

5. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978.

6. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. -- М., 1981

7. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977

8. Крысько В.Г. //Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.

9. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000.

10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.

11. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

12. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. - М: 1994. -С. 119-126.

13. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.

14. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.

15. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.

16. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

17. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961

18. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.

19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.

20. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.


Приложение 1.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунке» (рисунки)


[1] Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000. С. 200.

[2] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. С. 31.

[3]Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. С. 86.

[4] Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999. С. 135.

[5] Там же. С. 136.

[6] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. С. 33.

[7] Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С. 132.

[8] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, С. 147.

[9] Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977. С. 123.

[10]Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. С. 149.

[11] Запорожец А. В. Психология, М., Учпедгиз, 1953. . 153.

[12]Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982. С. 167.