Смекни!
smekni.com

Основные концепции бихевиористов. Женское институтское образование в России (стр. 4 из 4)

Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны она положила много труда и расходов.

2.4.3. Петербургский воспитательный дом

Дворец К.Г. Разумовского

2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга в уникальном архитектурном комплексе - дворце графа К. Г. Разумовского (Мойка, 48).

Императорский Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов, детей и разночинных семей. Здесь решались и проблемы охраны детства, при доме действовал госпиталь, в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи.

Воспитательный дом заложил основы женского педагогического образования в стране. В 1837 году на базе учебных классов Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года - Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.

В свете минувших веков, конечно, более отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания в социально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычных культур.

В исторической литературе бытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, т.е. с конца X века. Однако знакомство с фактами ставит это утверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальным событием. Однако воспитание русичей - явления гораздо более древнее. И учитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал - христианского и языческого («язычником» называли всякого человека иной веры) - в одно общее русло, в котором происходило формирование педагогики православия.

Русская педагогика с незапамятных времен развивалась в полиэтнической атмосфере. Поэтому для нее всегда были актуальны взаимодействие и взаимовлияние ментальностей различных народов, народностей, этносов. Это взаимодействие, этот «диалог» различных культур, в истории России далеко не всегда оказывался процессом плавным и беспроблемным. Так, на рубеже XVIII - XIX вв. начинало принимать угрожающее для русского национального воспитания формы и размеры влияние иезуитской педагогики.

Российское просвещение испытывало сильное воздействие и со стороны французской и английской культур. Франкомания сменялась в российском дворянском обществе англоманией. На роль опекуна русской школы длительное время претендовала, и небезуспешно, Германия. Однако вопреки всем этим влияниям (а может быть, отчасти и благодаря им) середина XIX века ознаменовалась небывалым расцветом русской национальной культуры - литературы, театра, музыки, живописи и др. Одновременно педагогическая теория в России выработало ставшее аксиоматическим положение о том, что национальное и общечеловеческое в образовании должно быть уравновешено и гармонизировано.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. - М.: Издательство «Гардарики», 2004. - 475 с.

1. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

3. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с.

4. Толмен Э. Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 47-54.

5. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. – 105с.

6. Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.-267 с.

7. Пискунова А.И. История педагогики и образования.-М.: Изд-во «Сфера», 2001.- 348с.