Смекни!
smekni.com

Характер и его типы. Акцентуация характера (стр. 2 из 5)

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д[11].

Основные типы акцентуаций характера. (по А. Е. Личко. Классификация А.Е.Личко построена на основе наблюдений за подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций)[12].

Гипертимный тип. С детства отличаются большой шумливостью, общительностью, самостоятельностью, склонностью к озорству. Не смотря на хорошие способности, умение схватывать на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости. Главная черта—почти всегда хорошее настроение с хорошим самочувствием, цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, прекрасным аппетитом и крепким сном. Всегда тянутся в компанию, не переносят одиночество, стремятся к лидерству—роли вожака и заводилы. В выборе знакомств неразборчивы и легко оказываются в сомнительной компании. Любят риск и авантюры. Новые люди, места, предметы привлекают. Легко воодушевляясь, часто не доводят начатое до конца, меняют “хобби”. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. Могут возникать ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и ровного настроения. Длительность фаз меняется — сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться. В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто - требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих тяготит, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность, в эти дни они становятся вялыми домоседами. Мелкие неудачи переживаются тяжело. В период подъема бросаются в глаза не свойственные им рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.

Лабильный тип[13]. В детстве не отличаются от сверстников. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и резко от ничтожных и незаметных для окружающих поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Таких людей отличают глубокие чувства, привязанность к тем, кто их любят. Утраты переносятся тяжело. Свойственна преданная дружба. Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях первые признаки возникают только в подростковом возрасте. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, мнительность и капризность. Самооценка отражает заботу о здоровье. Срывы возникают тогда, когда осознается нереальность надежд и желаний.

Сенситивный тип[14]. С детства пугливы и боязливы. Страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни дома. Сторонятся бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Не склонны к общению с незнакомыми. На самом деле достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее. К родным бывают привязаны, даже при холодном обращении с ними. Отличаются послушанием. Увлечения двоякие. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (музыка, рисование, домашние цветы, певчие птицы), удовольствие от процесса занятий. Другие увлечения обусловлены реакцией гиперкомпенсации. Здесь важен достигаемый результат и признание со стороны. Самооценка имеет высокий уровень объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют.

Психастенический тип[15]. В детстве, наряду с робостью, проявляется моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы. Иногда начинаются фобии, т. е. боязнь новых людей и предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью. Критический период - первые классы школы, когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями, ответственностью. Главные черты- нерешительность, склонность к рассуждениям, мнительность в виде опасений за будущее — свое и близких, любовь к самоанализу и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, мыслей: как бы не случилось чего-нибудь ужасного с ними или с близкими. Невзгоды, уже случившиеся, пугают их гораздо меньше. Нерешительность проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Но принятое решение должно быть немедленно исполнено. “Повышенная ответственность” может быть связана с большой надеждой родителей на выдающиеся успехи в учебе, музыке. Подросток страшится её не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви.

Шизоидный тип[16]. С первых лет дети любят играть одни. Мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы, не по-детски сдержаны и холодны. В подростковом возрасте все черты заостряются. Бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностью чувствовать страдания других, а не с желанием получить садистское наслаждение. Внутренний мир закрыт для посторонних и заполнен фантазиями и увлечениями. Могут раскрываться неожиданно перед человеком малознакомым, но чем-то импонирующим. Увлечения необычны, постоянны. Чаще встречаются интеллектуально-эстетические хобби, которые нередко таят от других, боясь непонимания и насмешек. Делятся ими, если встречают интерес, но никогда не выставляют напоказ. В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры. Любят одинокие многочасовые прогулки. Ударам по “слабому звену” шизоидной акцентуации является ситуация, где необходимо быстро вступать в неформальные контакты (формальные контакты, в отличие от сенситивных подростков, при шизоидной акцентуации даются относительно легко). Непереносимым является также грубое насильственное вторжение в интимный мир фантазий и увлечений. Другие психические травмы переносятся стойко. В целом шизоидная акцентуация обычно не препятствует хорошей социальной адаптации.

Эпилептоидный тип. Ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь. Могут выявиться садистские склонности, дети мучают животных, дразнят младших, издеваются над беспомощными. Отмечается недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему “своему” и крайне злобная реакция на тех, кто на них покушается. Вспышки возбуждения при первом впечатлении кажутся внезапными, но аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным. Хорошо адаптируются к строгой дисциплине, умеют подольститься к начальству, заполучить власть над другими и умело использовать ее для своей выгоды. Среди увлечений - склонность к азартным играм, страсть к обогащению. Коллекционирование привлекает материальной ценностью. В спорте заманчиво развитие силы. Скрытая акцентуация по эпилептоидному типу обнаруживается при конфликтах по поводу ущемления интересов, при возможности проявить деспотическую власть, под влиянием алкогольного опьянения.
Истероидный тип. Главная черта - эгоцентризм, жажда внимания окружающих, потребность вызывать восхищение, почитание, сочувствие. Предпочитается даже негодование в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этим. Лживость и фантазирование направлены на приукрашивание своей личности, чтобы привлечь внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств, переживания театральны, при склонности к позерству. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, чтобы обратить на себя внимание. Удары по эгоцентризму являются самыми чувствительными для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение, разоблачение приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, утрата внимания со стороны значимых лиц — все это может повести и к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая суицидальные демонстрации, к истерическому неврозу, к демонстративным нарушениям поведения.

Неустойчивый тип[17]. С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.). Все увлечения, требующие труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно - коммуникативный тип хобби, да азартные игры. Отсюда многочасовая пустая болтовня, детективно-приключенческие интересы. Веселая компания важнее преданного друга. К занятиям спортом испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл заманчивы как источники наслаждения скоростью с рулем в руках. Угоняют машины и мотоциклы с целью покататься. Главное “слабое звено" неустойчивой акцентуации — остаться без пристального надзора, быть предоставленным самому себе.