Смекни!
smekni.com

Психология личности Конспект лекций Гусева Т И Каратьян Т В (стр. 21 из 31)

В зависимости от соотношения требовательности и уважения к ребенку со стороны взрослых выделяют несколько видов упрямства. Если требовательность значительно превышает уровень уважения, то возникает упрямство типа обиженных; когда требовательность очень мала, то констатируется упрямство типа баловня. Возможно и такое положение, при котором к ребенку не предъявляют никаких требований и не проявляют никакого уважения, тогда это случай упрямства безнадзорности. Упрямства не возникает и развитие протекает нормально, без всяких конфликтов тогда, когда между требовательностью и уважением существует равновесие.

На границе раннего детства и дошкольного возраста симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но кризис (его называют кризисом 3-х лет) возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденции к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных пределах), то трудности или вовсе не возникают, или часто преодолеваются. Таким образом, кризис поведения, часто наблюдаемый в трехлетнем возрасте и возникающий лишь в определенных условиях, вовсе не обязателен при соответствующих изменениях во взаимоотношениях.

А. Н. Леонтьев отмечал, что в действительности кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Неизбежны, по его мнению, не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис – это свидетельство не совершившегося вовремя и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса может и не быть, потому что психическое развитие ребенка – процесс не стихийный, а разумно управляемый.

Итак, в развитии ребенка в раннем детстве происходят следующие изменения. Во-первых, возникает тенденция к самостоятельности, за которой лежит отделение не только себя от своих действий, но и отделение себя от взрослого. Возникновение личных желаний перестраивает предметное действие в волевое.

В переходный от раннего детства к дошкольному период желания носят форму аффекта, ребенок находится во власти своих желаний. Она ярко проявляется в тех случаях негативизма, когда ребенок, сказав: «Я хочу» или «Не хочу», продолжает на этом настаивать, несмотря на предложение взрослыми более привлекательного предмета.

В этот период происходит распад прежних форм аффекта и совместной деятельности, рождение личных желаний и тенденций к самостоятельности в их осуществлении. Возникают предпосылки развития личности.

Среди психологов, занимающихся проблемами дошкольного детства, особое место занимает Ж. Пиаже. Во многих работах Ж. Пиаже, не посвященных специально дошкольному возрасту, можно найти теорию данного возраста. Она связана с его концепцией развития мышления и поведения.

В работе, посвященной первому году жизни ребенка, Ж. Пиаже приходит к допущению, что младенцу присущ абсолютный эгоцентризм, который в психологии определяется как солипсизм первого года. По Ж. Пиаже, социальная жизнь и логическая мысль развиваются у ребенка поздно, во всяком случае за границами дошкольного возраста. На пути от абсолютного солипсизма до социализированного логического мышления и специфических социальных форм общения дошкольному возрасту принадлежит место промежуточного звена.

Корни эгоцентризма Ж. Пиаже видит в асоциальности ребенка и в своеобразном характере его деятельности, которая является эгоцентрической, эгоистической. Основной деятельностью ребенка дошкольного возраста Ж. Пиаже считает игру. При этом сфера игры для ребенка более реальна, чем сфера действительности. Ребенок как бы живет в двух мирах, в двух сферах: игры и действительности. Борьба этих сфер есть выражение борьбы изначально биологического в ребенке, аутической замкнутости, вечно детского с навязываемым ему извне социальным, логическим. Такова в общих чертах концепция Ж. Пиаже о дошкольном возрасте.

Многие отечественные психологи не согласны с этой концепцией. Они считают (Л. С. Выготский), что уже в самые ранние периоды жизни ребенок связан со взрослыми чрезвычайно тесно. Специфические реакции на ухаживающих взрослых (человеческое лицо и голос) возникают очень рано, в конце второго месяца жизни. Поисковая деятельность, направленная на внешний мир, интенсивно развивается именно в первые годы жизни ребенка. Ж. Пиаже считал, что социальный инстинкт развивается к 7–8 годам, Л. С. Выготский говорит об изначальной социальности ребенка и развитие рассматривает как движение от социальности к индивидуальности. Современные психологи согласны с положением Л. С. Выготского лишь в первой части, но процесс развития личности понимают несколько иначе. Ребенок на протяжении своего развития – существо социальное. Каждая ступень самостоятельности, связанная с усвоением общественного опыта, не ослабление связи с обществом, социальности, а лишь качественное изменение ее формы. На каждом этапе своего развития ребенок является членом общества и связан с ним самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяются лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом.

Оригинальную теорию развития личности ребенка в дошкольном возрасте предложил Л. С. Выготский, который считал, что самое существенное в развитии ребенка и его сознания заключается не в изолированных изменениях отдельных функций (внимания, памяти, мышления), а в развитии в целом. Эти рост и развитие, по мнению Л. С. Выготского, в первую очередь выражаются в том, что изменяются отношения между отдельными функциями.

К важнейшей особенности дошкольного возраста относят появление новой системы функций, в центре которой ставится память. То, что память ставится в центр сознания, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие в этот период. Прежде всего у ребенка изменяется мышление: оно приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Это первый отрыв от чисто наглядного мышления и, следовательно, возможность установления таких связей между общими представлениями, которые не были даны в непосредственном опыте ребенка. Первая ступень отвлеченного мышления значительно расширяет круг доступных ребенку представлений и обобщений. Одновременно увеличиваются и возможности его общения. Он может общаться с окружающими не только в связи с непосредственно воспринимаемыми предметами, но и по поводу представляемых, мыслимых предметов.

Второе следствие – перестройка интересов и потребностей ребенка. Интересы начинают определяться смыслом, который представляет для ребенка данная ситуация, и не только она, но и значение, которое ребенок вкладывает в данную ситуацию. Возникают первое эффективное обобщение, замещение и переключение интересов.

Третье следствие – ребенок переходит к новым типам деятельности со своеобразным отношением мысли и действия. Появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли – к ситуации, а не от ситуации – к мысли. Эти типы могут быть названы творческими.

Наконец в дошкольном возрасте у ребенка впервые возникают внутренние этические инстанции, а также общие начальные представления о природе, самом себе, появляется первый абрис детского мировоззрения. Два последних новообразования Л. С. Выготский связывает с тем, что дошкольный возраст – первый, совершенно лишенный детской амнезии, свойственной ранним возрастам. Такова коротко теория Л. С. Выготского о дошкольном возрасте. Со многими положениями, изложенными в ней, современные психологи соглашаются, однако считают не вполне верным, что именно новообразования не могут быть объяснены лишь развитием памяти.

Несколько иначе рассматривал процесс развития личности в дошкольном возрасте А. Н. Леонтьев, который считал, что изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к вопросу о движущих силах развития его психики. Однако, по его мнению, это место само по себе не определяет его развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую степень. То, что непосредственно определяет развитие ребенка, – это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности как внешней, так и внутренней. Особое значение А. Н. Леонтьев придавал ведущей деятельности. Он считал, что каждая стадия психического развития обусловлена определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения к действительности.

По мысли А. Н. Леонтьева, смена одного вида деятельности другим связана с возникновением новых мотивов. А. Н. Леонтьев считает, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, возникающая на грани с ранним детством.

На основе анализа целого ряда исследований можно прийти к выводу о том, что дошкольное детство – это период первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. В дошкольные годы устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно потому, что дошкольное детство есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, этот период так важен.