Смекни!
smekni.com

Бессознательное и сознательное в человеке (стр. 2 из 2)

Уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу бессознательного.

Самопознание наталкивает человека как бы на три слоя сознания: сознание, находящееся вне его, с которым он еще не знаком; сознание в нем самом, которым он еще не овладел; и, наконец, сознание, которое он уже имеет. Отсюда расши­рение последнего сознания идет за счет приобщения к тому, что есть в нем самом и вне его. Это как бы жизнь индивида в сфере духа. Относительно каждого человека можно говорить о том, насколько он овладел сознанием. Наверное, можно так говорить и о каждом поколении.

В этой связи закономерен вопрос о языке. Принято считать, что мысль появляется раньше ее языкового оформле­ния. Это действительно так, если отождествить понятие «язык» с тем, что возникает в результате человеческого общения и состав­ляет часть его культуры. Сначала мысль возникает на языке мозга, языке бессознательного и лишь позднее переводится на сло­весный язык, язык сознания. Сделав такое допущение, мы тем самым увидим значение бессознательного в создании мысли.

Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженную в поведении человека в его конкретных поступках.

Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Можно провести аналогию с биологическими часами. Например, как объяснить тот факт, что петух будит фермера по утрам и тот ни разу не опоздал на электричку.

Заключение.

Сознание обладает связью с космическим идеальным посредством бессознательного. А это значит, что есть скры­тый источник стимулирования сознания. Он направляет со­знание в его деятельности. В этом сознание как бы несво­бодно, оно подчинено необходимости, которая выступает в историческом обличьи. Эту свою несвободу сознание ощуща­ет через признание божественного провидения, историческую закономерность. Однако сознание всегда связано с самопоз­нанием. Это самопознание представляет собой прежде всего познание общественных условий своего бытия, своего места в этом бытии. Чувствуя историческую необходимость, созна­ние пытается проникнуть в его истоки не только на уровне способа производства, но и на уровне космических влияний. Это обостряет интерес сознания к бессознательному, в ко­тором скрыты непосредственные нити связи психики человека с космосом. Через их познание надеются открыть язык кос­мического и выйти на его уровень. Сознание стремится не­просто к отображению реальности в знаниях, но и к осозна­нию возможностей своей свободы и своего творчества.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира - качеством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Биологическая форма движения материи - жизнь - качественно новая ступень развития природы.

Список литературы.

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995.

3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983..

4. «Психология безсознательного» Зигмунд Фрейд 1990г.

5. «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд 1991г.

6. «Психоанализ и русская мысль» Зигмунд Фрейд 1994г.

7. «Протагор» Платон 1994г.

8. Мир человека. Под ред. Малышевского А.Ф. – С.-Пб. 1992г.