Смекни!
smekni.com

Использование ненормативной лексики в обществе (стр. 3 из 3)

Часто люди фарисействуют, будто бы болея о потере чистоты языка, но разве сами они не потворствуют подчас именно этим нелитературным отбросам и загромождениям?..

Не потому ли матерщина является одной из особенностей русского человека и нисколько не изживает себя?

Кроме того, в нашу речь, а значит и литературу, незаметно внедряется язык уголовного мира – «феня». То, что было раньше запретно, ныне с азартом вылезает наружу и диктует свои условия. Толпе это интересно, любопытно. Потому-то воротилы-уголовники становятся кумирами нынешней молодежи. Процветает уголовный шансон. Воспевается уголовная романтика. Поощряется месть. Все на низком, грубом уровне. Так уголовный мир пытается наполнить своими образами мировоззрение внимающего ему человека. Будто иного взгляда на вещи и не существует. Жутко. К несчастью до этакой романтики падка современная молодежь. После крушения Советского Союза старшее поколение частично или полностью потеряло прежние нравственные ориентиры, и выросшие дети в наследство не получили ничего стойкого, серьезного и полезного. В результате, им приходится питаться тем, что подает улица и средства массового вещания. В том числе и литература, которая погрязла в похоти и сквернословии.

Как известно, сквернословие порицается с древнейших времен. В Библии, индусских и буддийских писаниях, у мусульман и в Китае сквернословие считается порочным явлением. Но почему? Какая разница в том, как человек выражает вслух свои мысли? Думается, на то служат причины нравственного порядка. В первую очередь. Ведь в нецензурной брани мы обнаруживаем унижение бранимого. Недаром в мате скопились самые низкие, наиболее грубые и ранимые образы и выражения. В унижении проявляется попытка самовозвышения, а порой некоего отмщения за нанесение мнимой или реальной обиды. Нецензурная брань подобна секире или палке в руках бранящегося. Но если бы мат раздавался только в экстремальных ситуациях – в ссорах и спорах – было бы полбеды. Однако мы слышим его повсюду. У некоторых людей матерщинные слова стали необходимым элементом их речи. Слова-связки. Без них они превратятся в молчунов. К чему это ведет? К колоссальному обеднению речи, а значит и воображения. А каково воображение человека, таковы его замыслы и поступки. Постоянная матерщина заостряет внимание человека на произносимом. Его мысль непрестанно вращается вокруг потребностей «ниже пояса»: выпить, накуриться, своровать, совокупиться. Вольно и невольно. Таким образом, нецензурная брань нисколько не возвышает человека, не делает его более культурным и духовным. Наоборот, унижает. Брань и подлинная Культура – вещи несовместные. Когда, так сказать, культурный человек не гнушается, как в быту, так и в творчестве, применением мата – о его культурности можно смело забыть. Это с одной стороны.

Также, можно заметить, что некоторые слова положительно влияют как на слушателей, так и на говорящего: успокаивают, дают радость, бодрость, здоровье. Наоборот, сквернословие – раздражает, подавляет и вносит дисгармонию. Весь организм человека словно резонирует на произносимые слова. И не подобно ли осколкам стекла по камню скрежещет каждое бранное слово по нервной системе человека? Находясь в подобной атмосфере несложно заболеть, ведь, как известно, - все болезни от нервов. Ослабленная нервная система легко поддается воздействию самых различных инфекций. Не зря, очевидно, древние славяне считали, что бранные слова несут на себе функцию проклятья. По их мнению тот, кто произносил эти слова, призывал на себя, своих детей и свой род беду, привлекал духов зла. Будучи одним из элементов древней магии «благой мат» применялся мужчинами только во время обрядов и ритуалов для "вызова родовой силы". Употребляли эти слова лишь 16 дней в году, а также на поле брани, в остальное время они были под строжайшим запретом . А что происходит у нас? С поводом и без повода – мат повсеместен! Неужели это никак не сказывается на нашем здоровье? По счастью, наука не миновала этот вопрос.

Нынче в моде желтая литература. Желтый цвет – цвет осени. Символ зрелости и старости одновременно. Но как раз зрелости в желтой литературе не ощущается. Наоборот, видится полная безответственность. Хочется сказать ребячества. Но, думается, тут дело куда серьезнее. В этом ребячестве больше старости, ветхости, упадка, типичных для вышедших из ума стариков! Почти или полностью выветрен дух целомудрия и простоты. Легкость и живость духа неведома. Можно ли без этих духовных основ созидать настоящую литературу? Пора прочувствовать священность слова сказанного. Только тогда мы сможем возродить утерянные ценности и утвердить новые – вечные, непреходящие.

Колосов Сергей

2.3КОРОЛИ МАТА

Сколько бы ни возмущалась «узкая интеллигентская прослойка», русский народ все равно будет ругаться матом. То есть не ругаться, а, мать его, разговаривать. А чего такого! По телеку и по радио все кому не лень повышают авторитет русской ненормативной лексики. Политики, звезды шоу-бизнеса и спорта не чураются крепких слов. На днях были опубликованы результаты общероссийского опроса на тему «О статусе ненормативной лексики в повседневной жизни и публичном пространстве». Проще говоря, о статусе мата и матерщинников. Королем мата россияне избрали лидера ЛДПР Владимира Жириновского.

По результатам опроса, больше, чем где бы то ни было, мат процветает в стенах Государственной думы Российской Федерации, а также там, где появляются наши депутаты. Можно подумать, что россияне только и делают, что слушают наших законодателей… Участники опроса, «слышавшие» нецензурные выражения в исполнении известных людей, поставили на «однозначно» первое место Владимир Жириновского (32 процента). Неужели каждое третье матное слово употребляет Жирик?! Среди «ненормативных», по мнению общественности, политиков в первых рядах колоритный коммунист Василий Шандыбин, словоохотливый демократ Борис Немцов и (о боже!) женщина - Ирина Хакамада. Видно, в политике и прекрасному полу без мата никак не обойтись!

Вслед за политиками в рейтинге идут актеры и шоумены (артисты, юмористы, люди шоу-бизнеса, театральные деятели и т. д.). Здесь пальму первенства уверенно держит Филипп Киркоров (16 процентов), при этом ровно в два раза уступающий Жириновскому. Так что если Филя захочет реально составить конкуренцию Жирику, то ему придется еще разок обматерить кого-нибудь в прямом эфире. Правда, сожалеющая о своем нехорошем поступке звезда, похоже, намерена впредь вести себе тише Жирика и ниже Пугачевой - супруга, Алла Борисовна, расположилась нынче на почетном третьем «матном» месте. Она опережает и Земфиру, и Дмитрия Нагиева. По всей видимости, россияне не засчитывают ведущему программы окна те выражения, что заглушаются при помощи «пи».

«Ненорматив» в делах армейских и спортивных - совершенно отдельная история. Здесь вообще без мата не обойтись. Помните, как взлетел рейтинг защитника московского «Локомотива» и сборной России Вадима Евсеева после победы над Уэльсом в решающем матче за попадание на чемпионат Европы. Выкрикнул прямо в камеру знаменитые слова «… вам!» и тут же попал в рекламу. Правда, на ЧЕ-2004 для нашей сборной все получилось наоборот. То есть, пользуясь терминологией Евсеева, «... нам!», но речь не об этом. Звучало-то мощно и, главное, всем понятно и радостно, как громогласное слово «победа!», разнесенное могучим эхом толпы

Вот если бы не было в нашей жизни великой русской классической литературы, а был бы один мат, и тогда национальную идею можно даже не выдумывать: «Мат - наше все».

Матом в прямом эфире уже никого не удивишь

Недавно в прямом эфире американского спортивного канала Gold Channel, комментатор неудачно пошутила про лучшего гольфиста мира. Журналистка Келли Тилгман заявила в прямом эфире, что единственный способ победить Тайгера Вудса - "линчевать его в глухом переулке".

Тилгман принесла извинения телезрителям и добавила, что она уже извинилась перед Вудсом лично. Хотя Вудс и Тилгман дружат уже много лет, а адвокат спортсмена заявил, что гольфист вовсе не обиделся на шутку комментатора, журналистка все равно была наказана руководством. Телеканал, специализирующийся на показе соревнований по гольфу, за шутку на грани фола дисквалифицировал своего комментатора на две недели.

На просторах российского телевидения и прямых эфиров радиостанций таких «ляпов» просто пруд пруди. Стоит лишь вспомнить классику жанра и перл советских времен от Николая Озерова, и его знаменитое «Удар - гол, х*, штанга!», прозвучавшее на весь союз. К слову, потом знаменитого комментатора надолго отстранили от ведения прямых эфиров, но, из-за всенародной славы, все же вновь восстановили.

Оговорочки по фрейду

Михаил Осокин в конце 90-х предложил в прямом эфире не менее пяти вариантов слова «одномандатный», у Сергея Брилева всегда получается смягченный вариант фамилии нобелевского лауреата Жореса «Альферова». Классикой жанра давно стала оговорка: «... попал в член к пипенцам... простите, в плен к чеченцам», которую некоторыеприписывают корреспонденту «Эха Москвы», в то время как другие упорно утверждают, что автор успешно трудился на «Серебряном дожде».

Кстати, оговорочки «по Фрейду» - самые встречаемые в мире прямых эфиров. Один только «Американский членок в космосе», «Сегодня в администруации области подписано распоряжение...» чего стоят. Или в спортивных новостях, в рассказе про теннисные соревнования, у девочки вырвалось "Кубок Большого Члена" вместо "Кубок Большого Шлема" .

Стоит отметить и прелестную оговорку Екатерины Андреевой в программе «Время», когда она вместо фразы «в подмосковном Климовске» выдала «в подмосковном Климаксе». Еще одна журналистка таки ошиблась в эфире, представляя гостя с весьма неблагозвучной фамилией - Гюнтера Ферхойгена, комиссара Евросоюза. Даже записка большими буквами и многократное заучивание не помогло – так и стал он Ферх..йгеном. Что ж, со всеми бывает.

Так же в эфире у дикторов часто случались «обжоры» - вместо «Обзоров передач». И даже безобидные прогнозы погоды могут, порой, сыграть с ведущим злую шутку. Особенно ранним утром после вчерашнего праздника. Примерно такой текст погоды прозвучал в эфире одной региональной радиостанции: «Погода на сегодня фиговая, спонсор прогноза погоды – компания «ВелисТехно». А ведущая прогноза погоды на одном из немецких каналов разразилась истерическим хохотом прямо во время прямого эфира. Остается загадкой, что ее так рассмешило.

Еще спотыкаются ведущие на цифрах. Во время терактов в Ираке, ведущий новостей случайно "похоронил" на сорок пять тысяч больше жертв: вместо пяти огласил пятьдесят тысяч погибших. И еще о пострадавших с эфира одной радиостанции: «Увы, но к счастью, никто не пострадал».

Елена Пахоменко