Смекни!
smekni.com

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 - 25 лет и 40-45 лет (стр. 2 из 11)

1.2. Психологические особенности людей ранней зрелости – 20 – 25 лет

Это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость, избирательные права, экономическая ответственность, в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребёнка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинается совершенствования мастерства. Для атлетических достижений эта стадия развития является годами «пик», или оптимума, хотя во многих видах спорта эти достижения возможны, по данным Д.Б. Бромлей, и позже (до 35 лет).

Хочется уточнить, с какой точки зрения людей можно считать взрослыми. Таких точек зрения несколько.

Физиологическая (с точки зрения функционирования всех систем организма). «Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое

влечение достигает своего полного развития лишь к 26 – 30 годам, максимума – к 23 – 30 годам и держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового влечения наступает к 45 – 50 годам. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25 – 30 годам, после чего наблюдается постепенный спад.

Внешне взрослые люди ещё растут с физиологической точки зрения. С точки зрения их природных свойств они могут считаться ещё маленькими и даже не подозревают об этом. [ 1 ]

Юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни), это ситуация безусловная, взрослость нормального здорового человека безусловна.

Психологическая точка зрения, может быть, думаю, представлена теми важнейшими новообразованиями, которые вносит в жизнь нормального человека создание собственной семьи и родительство.

Современные исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о её кризисе. Особенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходиться на кризис межличностных семейных отношений. Существует множество периодизаций с указанием более-менее точных возрастных границ разных периодов, но большинство исследователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже пятнадцатого совместного года. [ 9 ]

Молодых людей в этом возрасте, создавших семью ждёт не только начало семейной жизни, но и критический период её становления. Как известно кризис в межличностных отношениях проявляется в частых конфликтах. [ 10 ]

Из множества исследований современной семьи я выбрала наиболее близкие мне работы В.В. Столина, В.Я. Варги, Э.Г. Эйдемиллера, В. Сатир, В.В. Юстицкого, С. Кратохвилла, Д. Варги. Они помогут описать, как человек решает важнейшую задачу своего личностного развития (а теперь и развития конкретного другого человека – партнёра по браку) – устройство жизни в новой семье. Выделим в этой задаче несколько планов: физиологический, социальный и психологический. Все эти планы соответствуют в большей или меньшей степени, проявлениям жизни: реальному, фантомному и полному.

Физиологический план решения жизненной задачи создания семьи и её существования предполагает освоение пространства своего тела и тела другого человека; тело, его свойства – реальность жизни.

Социальный план решения задачи жизни в новой семье очень быстро становиться фантомным проявлением жизни в том случае, если партнёры по браку не умеют строить новую общность, а копируют существующий в обществе идеал семьи. [ 1 ]

Все фантомные проявления жизни обладают высокой степенью жесткости, они как бы проявление смерти в жизни. Воспроизведение в своей новой семье стереотипов поведения родительских семей – один из наиболее распространённых ошибочных путей решения своей личной задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила

«Я», переживание присутствия в себе этой силы, чтобы противостоять фантомным образованиям и в себе и в другом человеке.

Психологический план решения задач жизни в новой семье проявляется как творчество друг друга и творчество совместной общности – общего дома для двух разных, но единых душ. Познание другого и себя, проявление в другом себе лучшего – это постоянное экзистенциальное содержание семейной жизни. Если оно таково, то семейная жизнь становиться жизнью полной.

График «Развитие кризисов в семейных отношениях»



Кривая, изображённая на этом графике, заставляет остановить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке этого состояния. Это объясняется тем, что решение жизненных задач создания семьи требует особого опыта жизни собственного «Я» и знаний или просто информации о человеке, который рядом. Далеко не всегда любовь даёт опыт, необходимый для создания семьи, она слишком сложна для этого. Создание семьи требует опыта устройства собственного «Я» в его психологическом пространстве, то есть опыта осознания собственной концепции жизни, собственной же «Я» - концепции и концепции другого человека. [ 1 ]

Этот опыт даёт другому человеку возможность быть терпеливым, то есть не реагировать на ситуацию, а строить своё поведение хотя бы на основе минимального анализа.

Во время периода взросления человек сдаёт жизненный экзамен на наличие у него собственного «Я» и возможности воздействовать на него, возможность не только проявлять своё «Я» в настроении, в непосредственном эмоциональном состоянии, но и в возможности действовать по принятому в отношении себя и других людей долгу. Это предполагает чётко выражение переживания границ собственного «Я», меры воздействия на другого человека и на себя. Из сути это практическая этика, развёртывающаяся в отношениях двух людей.

Практика показывает, что очень много людей, начиная строить свою семью вместе, в то же время делают это в одиночку, так как не умеют взаимодействовать друг с другом по поводу того, что они делают, на что направляют свои усилия. Семья как что-то особое, требующее и организационных, и деловых, и эмоциональных усилий, просто почти никогда не обсуждается. Молодые люди попадают, особенно в первые кризисные годы, в плен фантомов, которые препятствуют осознанию новой, ими же создаваемой, реальности.

Одна из важнейших особенностей семейной жизни в том, что она действительно жизнь, созданная творчески, она не возникает из сексуального влечения. Как писала В. Сатир: «…люди, вступающие в брак, часто по существу не знают друг друга. Сексуальное влечение может подтолкнуть их соединить свои судьбы, но оно не гарантирует ни совместимости характера, ни дружбы. Гармонично развитые люди осознают, что они сексуально привлекательны для многих. Возможность создать совместную насыщенную, творческую жизнь требует совместимости и во многих других сферах. В постели мы проводим сравнительно мало времени, сексуальная совместимость, безусловно, важна в близких отношениях взрослых людей. Тем не менее повседневные полноценные отношения требуют гораздо большего, чем сексуальное влечение супругов».

Серьёзная проблема периода взросления состоит в том, что, основанные на чувстве, семейные отношения не являются в то же время непосредственными в процессе организации совместной жизни. На них буквально обрушивается шквал стереотипов в виде ожиданий и требований, которые в силу своей омертвелости разрушают живое чувство. [ 7 ]

Это описывают как исчезновение романтических настроений, проявление не только положительных, но и отрицательных эмоций, конфликтные взгляды на разные вещи, несоответствие поведения партнёра в быту и в период ухаживания. Причём кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних обстоятельств – социальных и экономических.

Успешность становления семейного психологического пространства зависит от того, насколько члены семьи могут осознавать своё сходство с другими людьми. Сходство это проявляется, прежде всего, в существовании чувств, о них ещё говорят как о базальных, то есть основных, существенных человеческих чувств. Осознание этих чувств в любой момент жизни объединяет человека с другими людьми. В супружеской жизни таких чувств, объединяющих с другим человеком, несколько, в их экзистенциальности нет смысла сомневаться, так как все они направлены на проявление и утверждение своей уникальности как человека.