Смекни!
smekni.com

Методологический смысл психологического схизиса (стр. 4 из 4)

Заключение

Расщепление, грозящее расколоть психологию на две дисциплины, может быть преодолено развитием психотехнического подхода, вводящего психологическую практику внутрь психологической науки, а науку – внутрь практики. Принципиальная категоральная схема психотехнического подхода – сознание – практика – культура. Культурно-историческая теория разработала категорию сознания, адекватную этому подходу, психоанализ развил другой категоральный блок – практику – и за счет этого дал первый образец действующей психотехнической системы. В соответствии с этой логикой наиболее актуальной задачей, замыкающей становление психотехнического подхода, является формирование категории культуры с психотехнической точки зрения.

Контуры рождающейся на наших глазах новой психологии уже проступают. Имея дело с сознанием человека, она вовсе не откажется от объяснения его механизмов, но в то же время станет феноменологической и диалогической, т.е. понимающей психологией, способной профессионально относиться не только к «третьему лицу», но и к живому Ты. Не отрекаясь от того, чтобы быть деятельностной психологией, она станет еще и деятельной психологией , ставящей психологическую практику во главу угла своей методологии. Не отбрасывая своих естественно-научных традиций, она станет, наконец, и полноценной гуманитарной дисциплиной, способной понимать человека в культуре и культуру в человеке и взаимодействовать с ним с учетом этого понимания.

Перед психологией в связи с психотехнической разработкой категории культуры встает много проблем, и одна из них - проблема культурной ответственности. Чем больше развивается психология как особая социальная практика, тем более психологизируется культура. В то же время идет встречный

процесс «культуризации психологии» : у психологии нет самостоятельного культурного содержания ( философского,эти-

ческого, религиозного), и она становится агентом, проводником, даже «сверхпроводником» различных содержаний из культуры в сознание. Страшно бывает наблюдать, как через канал психологии в человеческую душу под профессионально благовидными предлогами эмоциональной поддержки, расширения сознания, устранения невротических симптомов и т.д. вводятся чудовищные смеси образов, мотивов, идей из совершенно несовместимых культур и культов от шаманизма до бахаизма. Спасение от «идеологии»

не в идеологической всеядности ( это замена рабства на худшее - быть слугой многих господ), а в свободе. В свободе совести, в частности. Но у нас теперь такая профессия, что мы в ответе за то, будет ли человек в своей душе искать Эдипа или Христа. Это и значит, что психология становится культурно – исторической.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества

М.:Искусство, 1979

2. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общей психологии//

Вопр.филос. 1986. №10 с.76-86

3. Василюк Ф.Е.От психологической практики к психотех - нической теории // Моск.психотерапевтический журн. 1992 №1. С.15-32.

4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Собр.соч.: В 6 т. Т.1.М.: Педагогика,1982

5. Леонтьев А.Н. Опосредованное запоминание у детей с недостаточным или болезненно измененным интеллектом// Вопр.дефектол.1928.№4. С.15-277.

6. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.: Учпедгиз, 1931.

7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе//Маркс.К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.3. С.3-4

8. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. М.: Рус.книжник,1924.

9. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология.М.: Изд-во МГУ,1986.

10. Степин В.С. Становление научной теории. Минск,1976.