Смекни!
smekni.com

Компенсация социальных ограничений в молодежных группах (стр. 2 из 4)


Виды социальных ограничений.

Социальные ограничения быть определены как объективные и субъективные, материальные и идеальные, качественные и количественные, внешние и внутренние, вещные и человеческие. [16].

Объективные социальные ограничения можно определить как такие, которые предопределены независимыми от общества и его управляющей сферы факторами, то есть объективные социальные ограничения являются производным, результатом внесоциальных и надсоциальных влияний. К надсоциальным факторам влияния на общество можно отнести его биологические, природно-климатические, геокосмические (энергоинформационные, физические, химические, механические) и прочие детерминанты. Это - внешние, природно-космические, а для некоторых мыслителей и трансцендентно-провиденциальные факторы влияния на социальную систему.

В каждом конкретном случае для выяснения объективности или субъективности характера конкретного социального ограничения необходимо установить его связь с внесоциальными влияниями, что может представлять проблему. Следует также учесть, что объективный характер социальных ограничений не означает их абсолютного детерминизма, так как внесоциальные влияния могут быть изменены в ходе сознательной (и бессознательной) деятельности людей. Болото может быть осушено, пустыня орошена, между морями прорыт канал, что приведёт и к изменению соответствующих этому природному состоянию социальных ограничений.

Субъективные социальные ограничения, напротив, являются результатом свободного и произвольного волеизъявления и деятельности людей в обществе.

Другой парной категорией социальных ограничений являются материальные и идеальные ограничения. Материальные социальные ограничения представляют собой артефакты материальной культуры, предметы, вещи и прочие творения человека, изготовленные из вещества и имеющие пространственное измерение и их производные, например, техногенные излучения, электромагнитные поля и т.п. Однако материальную культуру нельзя полностью подвести под определённые выше объективные социальные ограничения, так как она часто является результатом субъективной активности людей, не обусловленной прямо объективными влияниями среды.

Идеальные социальные ограничения связаны с духовной культурой, идеальным как непространственным миром идей, ценностей, целей и планов, воображения и т.п. Идеальные социальные ограничения задают обществу его ценностно-целевую, програмно-концептуальную детерминацию.

Идеальные социальные ограничения в большей степени соотносимы с категорией субъективных социальных ограничений.

В качестве примера идеальных социальных ограничений можно привести нравственно-этические, правовые нормы, эстетические установки, планы, проекты, научные парадигмы и модели. Все они устанавливают правила «социальной игры», тем самым, задавая и её ограничения

С категориями материальных и идеальных социальных ограничений тесно связаны качественные и количественные социальные ограничения. Качественные социальные ограничения связаны с особенностями внутренней структуры явления, его образа, формы, свойств и т.п., а количественные социальные ограничения выражают общее и однородное в явлениях, степени интенсивности качественных проявлений. Ценности, этические нормы, научные парадигмы являются качественными социальными ограничениями и, соответственно связаны с идеальным миром.

Количественные социальные ограничения – это те из них, которые поддаются измерению и подсчёту: количество денег, количество законов (сами законы – качественная форма социальных ограничений), количество жилой площади приходящейся в среднем на гражданина страны; они теснее связаны с материальным миром. В современном мире существует тенденция к повышению роли количественных социальных ограничений и ликвидации качественных социальных ограничений.

Следующей парой категорий являются внешние и внутренние социальные ограничения. Для человека внутренними социальными ограничениями являются усвоенные и принятые им нормы социального поведения, морально-этические, эстетические и прочие ценностные установки.

Внешними социальными ограничениями для отдельной личности могут выступать общепринятые в той социальной среде, где эта личность пребывает нормы социального поведения, морально-этические, ценностные установки, обычаи, традиции, законодательно-правовые нормы. Для государства в роли внешних социальных ограничений могут выступать международное законодательство, мировое «общественное мнение», международные организации, другие государства, а внутренними социальными ограничениями – им же принятые законы, его собственная культура и т.п. Однако помимо внутренней социальной ограниченности, препятствующей развитию высшего сознания и побуждающей к механистичному поведению, существуют, к сожалению, и внешние социальные ограничения, препятствующие открытому обсуждению подобных вопросов, из-за которых «попытки объявления кого-то из людей нечеловеком в настоящее время общественным мнением пресекаются.

Принципиальной разницы в существовании внешних и внутренних социальных ограничений для отдельной личности и «соборной личности» какого-нибудь общества нет. При этом внутренние социальные ограничения являются более важными, чем внешние, с которыми они находятся в диалектическом взаимодействии. Для гармоничного самоощущения личности в обществе внутренние социальные ограничения должны максимально совпадать с внешними.

Так в современном обществе реализуются внутренние и внешние социальные ограничения. Проблема различных строев психики или развития разных контуров сознания в данном случае является ключевой, так как именно этот фактор в конечном итоге определяет главное в системе внешних и внутренних социальных ограничений. Культурные, природно-географические и расово-биологические различия, определяющие систему социальных ограничений, отходят на второй план как инструментальные, ибо очевидно, что именно строй психики предопределяет основные ценностно-целевые детерминанты. Поэтому, обладатели одинаковых строев психики из разных культур внутренне могут быть более близки друг другу, чем обладатели разных строев психики из одной культуры.

Представим также вещные и человеческие социальные ограничения. Человеческие социальные ограничения – это такие внутренние и внешние, материальные и идеальные, качественные и количественные, субъективные ограничения, которые исходят от людей, а вещные ограничения – это такие материальные и идеальные, внутренние и внешние, количественные и качественные, объективные ограничения, источником которых являются вещи. В данном случае под вещами будут пониматься, прежде всего, артефакты материальной культуры, то есть изготовленные человеком материальные вещи.

Человеческие ограничения, по сути, тождественны социальным ограничениям, потому что общество это совокупность людей и все ограничения исходят от них же самих. Поэтому специально рассматривать человеческие социальные ограничения не имеет смысла.[9].


Учебно-профессиональная самореализация.

Учебно-профессиональная самореализация является одной из ступеней становления молодежи как субъекта учебной деятельности.

Повышение уровня самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности обеспечивается реализацией технологии, включающей в себя взаимодействие преподавателя и студентов на конфликтно-ценностном, проблемно-целевом, предметно-содержательном, организационно-операциональном, исполнительско-коррекционном и рефлексивно-системном этапах.

Самореализация личности студента в учебно-профессиональной деятельности есть динамическое саморазвертывающееся взаимодействие с миром в рамках учебно-профессиональной сферы жизнедеятельности, способствующее актуализации и развитию потенциальных возможностей студента при обеспечении педагогических условий.

Структура самореализации личности студента в учебно-профессиональной деятельности представляет собой совокупность мотиваци-онно-целевого, содержательного и регулятивного компонентов. Показателями мотивационно-целевого компонента самореализации являются познавательный и профессиональный интересы, показателями содержательного компонента самореализации - действенность и системность знаний, показателями регулятивного компонента - рефлексивность и самостоятельность.

Всех молодых людей, исходя из отношения к учебно-профессионально деятельности, условно можно разделить на три группы.[10].

Первую группу составляет молодежь, включенная в учебный процесс в роли активных субъектов самореализации. Для них характерна ориентация на личностное развитие. Эти студенты осознают самоценность образовательного процесса, уделяют внимание проектированию учебно-профессиональных действий. Они уверены в правильности выбора профессии и стремятся стать компетентными специалистами. Студенты данной группы признают, что навыки саморегуляции действий и самоконтроля необходимы. Они полагают, что эффективность реализации этих навыков зависит от степени учёта собственных индивидуальных особенностей. Эти студенты охотно используют методы рациональной организации интеллектуального труда (активного запоминания, повышения когнитивного и креативного потенциала, решения проблем). Организацию рабочего пространства и планирование личного времени считают предпосылкой повышения эффективности интеллектуального труда. Они дают четкие и развернутые ответы на вопрос о профессиональных перспективах. Обладают развитыми рефлексивными навыками. Уделяют внимание самоорганизации, успешно решая вопросы организации рабочего места и планирования личного времени.[10].

Респонденты промежуточного типа субъектности демонстрируют средний уровень развития целеполагания, прогнозирования, регуляции учебно-профессиональных действий. Среди особенностей респондентов этого типа субъектности следует отметить, что они в меньшей степени ценят собственно образовательный процесс (как возможность формирования системного научного мышления, приобщения к культурным ценностям и т.п.) – даже по сравнению с респондентами объектного типа включенности. Ориентация на получение диплома, осознаваемая этой группой студентов как цель обучения в вузе не связана прямо с реализацией истинных жизненных устремлений. Их интересы никак не связаны с трудовой деятельностью, что дискредитирует систему профессионального обучения в целом. Эти студенты слабо владеют методами активного запоминания, повышения интеллектуального потенциала, решения проблем, повышения творческого потенциала, хотя и заявляют о заинтересованности и готовности к овладению этими методами под руководством преподавателей. Организуя рабочее пространство, эти студенты ориентируются на внешние характеристики – аккуратность, эстетическую привлекательность. Они характеризуют известные им методы организации пространства как недостаточно удобные и эффективные. Хотя студенты этой группы недовольны тем, как распределяется их время, но они не пытаются организовать день иначе, ссылаясь на занятость или на силу обстоятельств.[10].