Смекни!
smekni.com

Социально-психологические теории личности (стр. 5 из 6)

А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявление более общего мотива – стремление к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные работы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровым развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни.

Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели. А.Адлер подчеркивал творческий активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорит о чувстве общности, ощущение родства со всем человечеством. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация – основные черты здорового индивида.

Бихевиористский подход к пониманию личности.

Слово «бихевиоризм» происходит от английского behaviour – поведение. Бихевиоризм используют для объяснения поведения два основных понятия: стимул и реакция, сознание и прочие субъективные понятия отрицаются. Сторонники бихевиоризма стремятся иметь дело только с наблюдаемыми фантами.

Американский психолог, лидер бихевиоризма Б. Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Личность определяется им как сумма паттернов поведения. Паттернам поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций.

Сам И. Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Б. Скиннер существенно расширил эту систему, предложив модель так называемого оперантного обуславливания – награждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реакций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Б. Скиннера, - только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизненного опыта. Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказания.

Понимание личности с позиций гуманистической психологии.

Основательной гуманистической психологии К. Роджерс полагал, что решающую роль в жизни и развитии человека, играет, его представление о самом себе думает, тем более что он не поможет судить о том каков он на самом деле. Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона.

А Маслоу – один из основателей гуманистической психологии - всю свою работу связывал с проблемой личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ З.Фрейда представляет нам больную часть психики, которую га заполнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии языка самоактуализация.

А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душено здоровыми и творческими.

А. Маслоу называет следующие характеристики самоантуализирующей личности:

-Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношении к ней;

- Принятие себя, других, природы;

- Спонтанность, простота, естественность?

- Потребность в уединении;

- Постоянная свежесть оценка.

- Более глубокие межличностные отношения;

- Демократическая структура характера;

- Различение средств и целей, добра и зла;

- Философское невраждебное чувство юмора;

- Самоактуализирующееся творчество.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших и высших. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.), потребность безопасности, потребность в любви и принадлежности, в уважении, в самоактуализации.

Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа.

Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человекe) или трансакционного реакцией.

Эрик Берн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми очень мало времени посвящая подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение.

Как правило, игра усваивается в детстве, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры является пребывание в том или ином состоянии «Я» которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое».

Для того чтобы выйти на свою проблему и решить ее необходимо отказаться от игры, игра создано как средство избегания проблемы.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии.

Впервые термин «экзистенция» («существование») был употреблен С.Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Э.Гуссерия. Крупнейшими философами – экзистенциалистами являются Страт и Камю.

Объектом следования экзистенциалистов является человек как субъект переживания своего существования. Естественно, что психология и психотерапия ХХ в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения.

Покажем основные черты экзистенциальной психотерапии на примере психотерапии крупнейшего его представителя В.Франкла. Основным сугубо человеческим стремлением, по В.Франку, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни – сама жизнь ставит это вопрос перед ним, и человеку приходиться постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни, в принципе, доступен любому человеку, не зависимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и различных убеждений. Он всегда уникален, его нельзя научить, но человек может его создать несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек может найти и реализовать смысл при любых обстоятельствах.

В поисках сигнала человек направляет свою совесть. Совесть – орган смысла. Эту способность Франки называют самотрансценденцией человека. Смысл человека находят вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей.

Нормальное чувство счастья, по Франку, - явление сопровождающее достижение цели. Следование смыслу жизни. Когда же у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), сексуального и другого наслаждения. Однако чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, т.е. рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья.

Заключение

В ходе теоретического изучения темы были рассмотрены следующие вопросы:

рассмотрена проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии;

рассмотрены социально-психологические характеристики личности.

В результате чего за определение социально-психологических свойств личности было взято определение Г.М. Андреевой: «это свойства, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними».

При рассмотрении вопроса о том, что представляет собой личность, мы исходили из определения профессионала (А.А. Деркач, В.М. Дьячков) как «госслужащего, достигшего высокого уровня квалификации, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе осуществления профессиональной деятельности, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшего индивидуальное предназначение в профессии, ориентированного на высокие достижения, гармонично сочетающего личные интересы и интересы общества».

В итоге выстроилась модель, которая позволяет комплексно представить и выделить те основные блоки, которые обеспечивают успешность деятельности личности. Эта модель включает в себя:

качества личности;

её способности;

её профессиональные навыки;

опыт;

мотивация деятельности;

воспитание.

Наша гипотеза о том, что успешной профессиональной деятельности препятствуют такие социально-психологические характеристики личности как: экстернальность, низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей, авторитарный стиль поведения в отношениях с людьми, подтвердилась лишь частично.