Смекни!
smekni.com

Творческое мышление 3 (стр. 2 из 11)

Мистика: за мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты и также контролирует движение левой половины тела.[30,31 М.З.]

Когда полушария функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу своего партнера. Каждое из них поддерживает другое и делает то. Что у него лучше всего получается. Иными словами, каждое занимается своим делом и не мешает работать партнеру. Полушария помогают друг другу практически во всех наших действиях.[2,с.30-31]

· Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.

· Правое полушарие помогает архитектору привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем не менее все расчеты и измерения производит левое полушарие.

· Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую проблему, но правое полушарие часто интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются самые сложные загадки.

Наиболее эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.[2, с.33]

Однако ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по- разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

Представьте, что два человека, которым было немногим больше тридцати лет, перенесли в больнице операцию по удалению одного полушария головного мозга. Допустим, что у одного было удалено правое полушарие, а у другого- левое.

До операции оба пациента были правшами, и доминирующим у них было левое полушарие. Никаких отклонений от нормы не наблюдалось. Оставшееся полушарие у обоих функционирует нормально, но оно не знает, как компенсировать удаленное полушарие, как заменить пропавшего «партнера».

Первый пациент сидит на краю кровати. Неделю назад из-за опухоли ему удалили все правое полушарие головного мозга. Левое же функционирует нормально. Мы будем называть его Лэрри.

Второй пациент находится в одной палате с первым, он сидит на стуле и смотрит в окно. У этого пациента также из-за опухоли было удалено все левое полушарие. Правое функционирует нормально. Назовем его Рик.

Теперь представьте, что вы учувствуйте в обследовании и изучении этих пациентов. Вы входите в палату, чтобы осмотреть их, и видите следующую ситуацию. (Не забывайте, правое полушарие контролирует движения левой половины тела, а левое- правой.)

Оставшееся левое полушарие Лэрри позволяет ему без проблем управлять правой половиной своего тела( правой рукой, правой ногой и т.д.); он держит чашку кофе в правой руке и качает правой ногой. Вы спрашиваете его: «Не хотите ли добавить в кофе немного сливок?» Он отвечает: «Нет, спасибо». Его голос- ровный, практически без всяких интонаций. Перед ним на постели лежит газета, и вы замечаете, что он просматривает заголовки. Если вы попросите его, то он сможет так же свободно решить математическую задачу, как делал это до операции.

Но, продолжая беседовать с Лэрри, вы начинаете замечать опустошительный эффект, который произвела операция. По причине того, что у него нет правого полушария, левая половина его тела парализована. Хотя он может поддерживать беседу, его ответы иногда бывают странными. Он все понимает буквально. Вы спрашиваете его:»Как вы себя ощущаете?» И на это он вам отвечает: «Руками». Лэрри полностью потерял способность к образному мышлению, он также утратил и интуицию.

Вы вывозите Лэрри в инвалидном кресле в коридор, чтобы сменить обстановку. Он понятия не имеет, где находится его палата и где находится он сам, потому что он также лишился и способностей к пространственной ориентации. Вы понимаете, что он не в состоянии сложить самую простую картинку- головоломку. Он также не может одеться без посторонней помощи. Он не понимает, что рукава рубашки имеют какое- то отношению к его рукам.

Неожиданно два человека начинают спорить и кричать друг на друга. Лэрри понимает слова, но никак не воспринимает эмоции, которые стоят за этими словами. Он не обращает внимания на слезы своей жены и не реагирует на слова утешения. Он даже не расстроен тем, что с ним произошло, ибо нормальная реакция на горе, на несчастье просто недоступна левому полушарию, которое осталось у него после операции.

Когда вы возвращаетесь в палату, вы спрашиваете у него, не хочет ли он послушать музыку. Вы включаете радио и понимаете. Что он совершенно равнодушен к мелодиям. Близкий друг Лэрри входит в палату, но Лэрри даже не узнает его, потому что левому полушарию трудно распознавать лица.

Спросите у Лэрри, снится ли ему что- либо, и вы услышите в ответ, что ничего подобного не происходило. Если же ему все же что- то снится, то его сны обязательно будут описывать что- либо из происходившего в недавнем прошлом.

А второй пациент? Все это время он сидел на стуле и наблюдал за вами. Вы сразу замечаете, что у него работают только левая нога, потому что другая половина тела парализована. Потом вы замечаете, что он очень печален. Пытаясь пообщаться с ним, вы улыбаетесь и говорите, что он выглядит лучше. Хотя он не может говорить, но вы надеетесь, что он понимает вашу речь. Его жена входит в палату, и он сразу узнает ее. Простые слова утешения и выражения любви немного утешают Рика. Жена Рика принесла с собой небольшой магнитофон, она включает его, и Рик наслаждается музыкой. Когда песня заканчивается, Рик, не имеющий возможности произнести свое имя и выразить словами свои чувства, всех шокирует тем, что начинает петь гимн, который он выучил в раннем детстве. Вы благодарите его за то, что он смог петь гимн так, что вы понимали его слова, и просите его спеть что- нибудь еще. Но правое полушарие Рика помнит только простые лирические произведения, которые он выучил в раннем детстве. И еще он может бормотать простую молитву, которую выучил, когда был совсем ребенком.

Для того чтобы развлечь Рика, вы приносите ему составную картинку- головоломку, и он без труда правильно складывает ее. Когда же вы вывозите его на инвалидной коляске в коридор, вы понимаете, что он прекрасно ориентируется и понимает, где находится его палата и где находится он сам.

Рик никогда не сможет самостоятельно читать или решать математические задачи, но ему нравится слушать стихи. А исследователь снов свидетельствует, что ночью у Рика были зарегистрированы БДГ , а это говорит о том, что ему наверняка что- то снится.[2, с. 38-41]

На наглядном опыте мы рассмотрели то, как меняется поведение человека, когда одно из полушарий перестает функционировать, и здесь же мы можем сделать вывод, что хотя работа полушарий тесно связана, тем не менее правое полушарие дает возможность анализировать и чувствовать без чего , на мой взгляд невозможно творческое мышление. Разумеется, в науке необхо­димы дотошные собиратели и регистраторы фактов, ана­литики и архивариусы знаний. Но в процессе творче­ского мышления нужна способность оторваться от логиче­ского рассмотрения фактов, чтобы соединить элементы мысли в новые системы образов. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.

1.4 Как определить ведущее полушарие?

Для выявления ведущего полушария регистрируют «содружественные движения глаз». Если задать человеку вопрос типа «какая ваша любимая книга?» или «сколько будет шестнадцатью двадцать?», то в 75% случаев в ту же секунду взор опрашиваемого отклоняется влево или вправо.

Этот механизм, возможно, заключается в следую-'щем. Известно, что раздражение глазодвигательнойзоны правого полушария отклоняет взор влево, а левого полушария-—вправо. Задан вопрос — человек ищет от­вета с помощью речевых символов, т. е. «обращается в левое полушарие», главенствующее в отношении функ­ции речи. Левое полушарие, следовательно, возбуждается. Возбуждение захватывает глазодвигательную зону, и взор отклоняется вправо («левополушарные люди»). Те, кто склонен к мышлению зрительно-пространственными обра­зами, в поисках ответа на вопрос «обращаются в правое полушарие». Оно возбуждается, и взор отклоняется влево («правополушарные люди»). «Левополушарные» больше склонны к абстрактно-символическому, словесному, логи­ческому мышлению. «Правополушарные» — к целост­ному, синтетическому, образному. Они лучше восприни­мают музыку, для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Следующий важный вопрос, который перед нами стоит- это вопро из чего состоит творчество, его слагаемые.

1.5 Слагаемые творчества.

Цельность восприятия. Этим термином обозначают способ­ность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия мелкими независимыми пор­циями), На эту способность указал И. П. Павлов, выде­лив два основных типа высшей корковой деятельности — художественный и мыслительный: «Жизнь отчетливо указывает па две категории людей: художников и мы­слителей. Между ними резкая разница. Одни — худож­ники во всех их родах: писателей, музыкантов, живопис­цев и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мысли­тели — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются

их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».