Смекни!
smekni.com

Доверительное общение (стр. 6 из 7)

  1. Низкая самооценка делает человека более склонным позитивно относиться к другим, но это отношение есть результат не столько доброжелательности, сколько большей сенситивности. Если такого человека покритиковали или отвергли, он с большей симпатией (а не антипатией!) относится к тем, кто его отверг. "Поэтому иногда люди "с ходу", страстно влюбляются после того, как их отвергли и затронули тем самым их самолюбие" (Майерс, 1997, с. 557). При этом аттракция оказывается сильнее к тем, кто сменил гнев на милость, то есть сначала покритиковал, а потом похвалил (Аронсон, Линдер, 1965; Аронсон, 1998). Смена оценки воспринимается как завоевание уважения. Но неискреннее одобрение после критики, так сказать, "задний ход" из жалости или опасения, расцениваются совсем иначе и вызывают разочарование.
  2. Важны в возникновении привязанности сходство и взаимодополнительность свойств общающихся. Ситуация и испытываемые чувства, ожидание встречи, тревожность повышают аттракцию.

Мы видим, что интенсивность и динамика аттракции определяются очень многим. Однако самый важный вывод, к которому пришли психологи, таков: нет факторов, жестко детерминирующих аттракцию. А это значит, что нет непривлекательных людей!

Степень аттракции можно определить по невербальным реакциям. В качестве примера в конце главы приводится польский тест, предназначенный в большей степени для женщин, чем для мужчин.

Устойчивыми формами аттракции являются дружба и любовь.

15.3.4. Дружба. Любовь

Серьезные исследования юношеских дружеских отношений проводились в нашей стране в 70-х годах под руководством И. С. Кона.

Как отмечает И. С. Кон, в историческом плане дружбу можно оценивать как искусственное родство, сходное с побратимством и другими относительно ритуализированными взаимоотношениями, которые предполагают взаимные обязательства (Кон, 1980).

В. А. Лосенков, говоря о ценности дружеских отношений и взаимопомощи, скрепляющей их, подчеркивает, что дружба - это тотально-личностное отношение, основанное на взаимной симпатии и добровольном выборе; по своей психологической природе оно интимно и предполагает внутреннюю близость, доверие и откровенность (Лосенков, 1974).

Изменение дружеских отношений в историческом и этическом плане хорошо представлено в этико-психологическом очерке И. С. Кона "Дружба" (Кон, 1980). Там же (с. 193) изложены основные результаты исследования, проведенного в 1970-е годы.

Объектами исследования были городские (925 чел.) и сельские (250 чел.) школьники. Анкета содержала более 200 пунктов, включая ранговые шкалы, также использовался

294


Рис. 15.2. Великие друзья ("Эйнштейн и Бор", скульптура Е. Лямперта)

личностный опросник Р. Кэттелла. Отношения дружбы характеризовались старшеклассниками как близкие и доверительные, прочные и устойчивые, основанные на верности и преданности.

Уровень понимания со стороны матери, отца, учителя и других взрослых оценивался ниже, чем со стороны сверстника, ближайшего друга. Друг оказался единственным человеком, от которого ждали более высоких оценок своих качеств, превышающих собственные оценки, то есть дружба выполняла и функцию эмоциональной поддержки, и психотерапевтическую функцию.

Любовь - это чувство, в котором присутствуют страсть, преданность, самопожертвование, более глубокая и искренняя человеческая близость. На основе античной литературы и философии можно выделить три основных составляющих любовного чувства - интимность, страсть и преданность. Психологи выделяют такие виды любви, как бескорыстная и собственническая, оптимистическая и пессимистическая.

Бескорыстная любовь сосредоточена на благополучии любимого, не стремится привязать его к себе, дает ему свободу выбора пути в жизни и спутников. Это любовь, которая жалеет и прощает, сочувствует и поддерживает. В ней нет ни эгоцентризма, ни ревности.

Собственническая любовь - это то же чувство, сильное и всепоглощающее, но в объекте любви человек видит прежде всего свою собственность, которой хочет владеть единолично. Он ревнует и соперничает с другими за внимание любимого, лучше него знает, что ему нужно, ожидает и молчаливо требует возмещения за свое внимание и заботу. Он также стремится привязать к себе нерасторжимыми узами, не брезгуя даже психическим насилием в виде постоянных упреков в неблагодарности и культивированием чувства вины, которое делает человека еще более зависимым.

Вот что говорит о себе взрослый мужчина:

"Я в свои сорок лет ни разу не был женат. Любую подругу мать воспринимала как личную соперницу и убирала всеми возможными способами - скандалами и

295

анонимным запугиванием, вызовом милиции, звонками руководству "посягательницы на сына". В тридцать пять лет она родила удивительно крупного мальчика в 4,5 килограмма и свой рекорд доблестно защищала всю жизнь. Защищала даже ценой собственного здоровья: она постоянно болеет, чтобы я не мог ее покинуть! Все ее аргументы: "Я как мать знаю, что надо моему сыну"".1

Пессимистическая любовь отличается тем, что человек ищет в ней подтверждения своих установок, сексуальных потребностей; доминирует страх потери. В пессимистической любви присутствует неосознанное ожидание краха, установка на то, что любовь - это поражение, лишение истинной свободы выбора. Часто такая любовь является амбивалентным чувством.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

(Ф. Тютчев, "О, как убийственно мы любим....";
Тютчев, 1957, с. 173)

Любовь пессимистическая наполнена страданием и страхами. Именно к такой любви часто применяются термины соперничества, борьбы, поединка.

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их единенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец...

("Предопределение". Там же, с. 185)

Оптимистическая любовь снимает тревогу, дает ощущение безопасности. Психологический комфорт, психологическая и сексуальная сторона отношений более совершенны в таком браке, нет элементов идеализации друг друга, есть трезвая оценка, полное принятие партнера, нет двойных стандартов. Партнеры высоко ценят секс, но не фрустрируются по поводу временного воздержания при отсутствии любимого.

Любовь - очень сильное чувство, которое граничит с аффектом.

Результаты исследования Д. Р. Павловой (см. врезку) показывают, что разные установки по отношению к любви покоятся на различных основаниях в виде особых личностных свойств, отношения к миру и себе, и являются устойчивой ориентацией в мире человеческих отношений.

Существуют половые различия в проявлениях и динамике любви. Мужчины оказались более влюбчивыми, они гораздо дольше женщин выходят из состояния влюбленности, для них также важнее физическая и игровая сторона отношений.

296

Женщины более вовлечены в любовные отношения, о них можно сказать, что они "парят в облаках", склонны к возвышенным и романтическим чувствам, для них важнее доверительность в отношениях и возможность опекать партнера, заботиться о нем.

Для возникновения любви и ее развития важно самораскрытие. В исследовании Грили (1991; по: Майерс, 1987) обнаружено, что 75% семей, ответивших, что они

297

обычно молятся вместе (так, что каждый слышит молитву другого), посчитали себя счастливыми людьми. Среди супружеских пар, которые этого не делают, только 57 % назвали себя счастливыми.

Бывает ли любовь разной на определенных возрастных, эмоциональных, нравственных ступенях развития человека?

Д. А. Ли, К. и С. Хендрик выделили три любовных стиля - "страсть", "игра" и "дружба", различные комбинации которых образуют вторичные любовные стили - "цвета". Предложенная типология любви, эмпирически проверенная на двух больших выборках около полутора тысяч человек, составляет 6 типов (Кон, 1988):

  1. Эрос - страстная любовь-увлечение;
  2. Модус - гедонистическая любовь-игра, которая допускает измены и не отличается особой глубиной чувств;
  3. Строгге - теплая и надежная, спокойная любовь-дружба;
  4. Прагма - рассудочная любовь, легко поддающаяся контролю и расчету (синтез модуса и строгге);
  5. Мания - любовь-одержимость, иррациональная, неуверенная и полная зависимости (синтез эроса и модуса);
  6. Агапэ - бескорыстная любовь-самоотдача (синтез эроса и строгге).

Если существует столько видов любви, то становится понятным, как можно одновременно любить несколько людей и почему в течение жизни один и тот же человек способен любить несколько раз, каждый раз по-другому, но, может быть, с той же силой, страстью, привязанностью и самоотдачей.

В длительных любовных отношениях привлекательность партнера поддерживается такими личностными факторами, как психическое здоровье, самоприятие, компетентность. Человек, который по своей или чужой вине пришел к разрыву и распаду отношений, временно теряет самоуважение, его самооценка понижается, и, как следствие этого, он становится малопривлекательным именно тогда, когда ему это более всего нужно. Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием для высокого личностного развития и самореализации.

Выводы

  1. Итак, формальное и неформальное общение различается по степени включенности межличностных отношений, учета индивидуальных особенностей партнера, использования способов психологического воздействия.
  2. Контактное неформальное межличностное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного межличностного общения оно имеет активную обратную связь, обогащенную контекстом и подтекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств общения, носит игровой характер и включает механизмы рефлексии.
  3. Межличностное доверительное общение имеет своей тактической целью установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции, своей стратегической целью - формирование дружеских доверительных отношений. Оно

298