Смекни!
smekni.com

Общение как процесс (стр. 2 из 4)

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждиющая коммуникация», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, американским ученым К. Ховландом (1912-1961) предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникационного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в 90-е гг. XX в. американским журналистом Г. Лассуэллом (1902-1978) для изучения убеждающего воздействия СМИ. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

1. Кто (передает сообщение)? — Коммуникатор.

2. Что (передается)? — Сообщение (текст).

3. Как (осуществляется передача)? — Канал.

4. Кому (направлено сообщение)? — Аудитория.

5. С каким эффектом? — Эффективность.

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

- Открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонни ком излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

- Отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключа ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

- Закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Содержание же процесса коммуникации осуществляется во взаимовлиянии людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения она приобретает значение только при условии включения в систем деятельности, которое дополняется употреблением других – неречевых знаковых систем.

Знаковые системы общения

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую, пара- и экстралингвистическую, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт и ольфакторную.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнения или замещения речи, репрезентации эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (руки – жестикуляция, лицо – мимика, позы – пантомимика).

Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином (1809-1982), который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации так велика, что в настоящее время в паралингвистике выделилась особая область исследований – кинесика, которая изучает эти проблемы.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации, и Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, варьирование темпа речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а околоречевыми приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает так же особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом.

Ольфакторная коммуникация - приятые и неприятные запахи окружающей среды (естественный и искусственный запахи человека).

Основатель проксемики американский антрополог Э. Холл, который называет ее «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению:

- интимное расстояние (0-45 см),

- персональное расстояние (45-120 см),

- социальное расстояние (120-400 см),

- публичное расстояние (400-750 см).

Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, это контакт глаз, имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительное восприятия. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения.

М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких следований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я» или, напротив, скрыть его.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Интерактивная сторона общения – это условный термин, o6oзначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.

ДО почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.