Смекни!
smekni.com

Вклад Гоббса в развитие психологического познания (стр. 3 из 3)

В принципе знаком можно считать любое предшество­вавшее ему или последовавшее за ним событие, если собы­тия представляются мыслящему субъекту так или иначе связанными. Например, туча может служить знаком пред­стоящего дождя, как и сам дождь - знаком, возможно, не видимой человеком тучи. Слова же в качестве знаков вещей первоначально наполнены индивидуально-психологичес­ким содержанием, и на этом уровне они весьма субъектив­ны. Такого рода слова-знаки Гоббс обычно называет метка­ми (nota) разнообразных вещей. Но слова не могут застыть на этом уровне, поскольку изолированная индивидуальная жизнь какое-то продолжительное время в принципе невоз­можна. Человеческое же общение наполняет слова-метки более глубоким, логическим содержанием. Поэтому они и становятся знаками в собственном смысле слова (signum). [5]

Концепция языка как знаковой системы, развившаяся позже, признает языки естественные, ко­торыми люди владеют как бы от природы, и языки искусственные, символические, создаваемые ими для определен­ных целей и употребляемые в различных науках. Номина­листическая позиция Гоббса отрицает наличие естествен­ных языков, ибо все они возникают в результате многооб­разных соглашений между людьми. Непрерывное образова­ние новых слов и различие языков у племен и народов и свидетельствуют, по убеждению английского философа, об искусственности языков.

Гоббс уделяет большое внимание языку и речи как специфи­ческой особенности человека. При помощи речи чело­век регистрирует то, что открывает путем размышления, сообщает другому знание и намерения. Од­нако человеческое превосходство оборачивается неред­ко своей отрицательной стороной: ни одно животное не подвержено опасности абсурда, а человек часто де­лает абсурдные заключения, особенно те, кто занима­ется философией. [3; С.109]

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях.

«...Нет другой способности ума, вложенной приро­дой в человека таким образом, чтобы для ее примене­ния требовалось лишь одно, а именно родиться чело­веком и жить, пользуясь своими пятью чувствами. Те другие способности, о которых я буду говорить, позже и которые кажутся присущими лишь человеку, приоб­ретены и умножены изучением и трудолюбием, а у большинства ученых людей — просвещением и дисци­плиной...».[3; С.109]

Но если все люди имеют одинаковые способности, возникает вопрос о причинах, порождающих ежедневно наблюдае­мые различия в способностях и талантах. Различия между людьми в отношении ума складывают­ся прижизненно или в неорганизованной житейской практике без какого-либо метода и культуры обучения (природный ум, по терминологии Гоббса), или форми­руются путем систематического обучения наукам (благоприобретенный ум, по Гоббсу). По мысли Гоб­бса, если бы люди были поставлены в одинаковые ус­ловия, они приобрели бы одинаковый ум. Однако в уме есть один компонент, по которому люди сущест­венно отличаются друг от друга, собственно, даже и не умственный компонент, но неразрывно связанный с ним - некоторая активность, инициативность или, на­оборот, пассивность, индифферентность. «Причины различий ума кроются в страстях ... ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазут­чиков, ищущих путей к желанным вещам».

Таким образом, Гоббс ограничивает человеческое познание явлениями, тем самым, начиная психологию, в которой сознание рассматривает­ся как картина механического сплетения его содержа­ний. Понятие «личность» не имеет психологического содержания и вводится для решения вопроса о вменяемости при рассмотрении совершенных человеком действий.

3. Учение Гоббса в истории психологического познания

Значение и роль больших философских учений выявля­ется как при жизни их создателей, так и после их смерти. В XVII в., еще при жизни Гоббса, некоторые из его гно­сеологических, онтологических и социально-философских идей восприняли такие выдающиеся философы, склоняв­шиеся к натурализму и материализму, как Гассенди (1592-1655) и Спиноза, в дальнейшем некоторые мате­риалистические идеи Гоббса получили развитие у круп­нейших английских философов той же эпохи - у Лок­ка и Толанда (1670-1722). Концепция естественного пра­ва, столь обстоятельно разработанная Гоббсом, имела вид­ных сторонников в европейских странах XVII-XVIII вв.

Собственно философскую борьбу против материализма Гоббса (как и Гассенди, отчасти и физика Декарта), приво­дившую многих философов к материализму, вела активная школа английских платоников XVII в., сложившаяся в Кембриджском университете, - Г. Мор (1614 - 1687), Р. Кедворт (1617-1688), Д. Гленвиль (1636-1680) и др. Названные учения они трактовали как возобновление античного атомизма и различных форм атеизма. С пози­ций христианского теизма и креационизма они противопоставляли этим учениям платоновско-неоплатонические идеи, отрицая объективность пространственно-временных закономерностей, которые они связывали с деятельностью мировой души, подчиненной богу.

В дальнейшей истории психологии методология Гоббса (наряду с методо­логией Бэкона) с ее сильнейшей эмпирической стороной и ярко выраженным материализмом в истолковании человека была высоко оценена материалистами XVIII в. и прежде всего Д. Дидро в его знаменитой «Энциклопедии».

В новой и новейшей психологической исто­риографии учение Гоббса не привлекает столь присталь­ного и широкого внимания, как философия Декарта или Спинозы (хотя в историях философии Гоббсу обычно отводится значительное место). Это обстоятельство Соколов В.В. объясняет тем, что по сравнению с произведениями названных философов доктрина Гоббса отличается боль­шей определенностью и однозначностью. Но наибольшую популярность имеет его социально-политическая философия, элементы которой впишутся в дальнейшем в психологию социального познания.

Так, крупнейший немецкий буржуазно-либеральный со­циолог Фердинанд Теннис (1855 - 1936), один из видней­ших основоположников профессиональной социологии в Германии, уделял значительное внимание учению Гоббса, а также издавал его труды.[5]

Таким образом, учение Гоббса не затерялось в анналах истории, сыграв важную роль в формировании европейской философии Нового времени, которая, решительно порывая со схоластикой, стремилась максимально учесть достижения науки.


Заключение

Имя Томаса Гоббса занимает весьма по­четное место не только в ряду великих философских имен его эпохи - эпохи Бэкона, Декарта, Гассенди, Паска­ля, Спинозы, Локка, Лейбница, но и в мировом историко-психологическом процессе.

Его строго детерминистское и монистическое объяснение психики оказало большое влияние на естественнонаучное направление в ассоциативной психологии.

Опираясь на мысли Гоббса, можно сделать вывод о том, что им предложена в своеобразной форме идея социальной детерминированности знания - через признание роли коммуни­кации в познавательном процессе.

Впоследствии, в конце XVIII в., две линии, намеченные Де­картом и Гоббсом, будут продолжены другими мыслителями: ли­ния рационализма Декарта - Г. Лейбницем и линия социальной обусловленности познания - Д. Локком.

Вышеизложенный экскурс в историю становления эмпирической психологии помогает понять, что в фило­софии XVII-XVIII вв. находила свое разнообразное признание идея связи познания и социальной жизни. В обрисованной традиции эта идея принимала постулат о том, что индивидуальное познание всегда означает сплетение собственных желаний, устремлений и норм с требованиями общества. Но субъект познания - всегда индивид, общество же — либо нейтральная среда, либо помеха его познанию, тем не менее, оно определенным образом с позна­нием связано.

В процессе работы были изучены различные источники: не только по истории психологии (Ждан А.Н., Андреева Г.М.), но и философии («История философии» Т. 1), так как взгляды Томаса Гоббса на психику человека, на свойственные ему явления сознания неотделимы от его философско-этических взглядов на место человека в «ряду бесчисленного множества природных тел».

Отдельно следует отметить работу Соколова В.В. «Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса», которая полно и широко раскрывает социально-философское миро­воззрение Гоббса, уделяя большое внимание его психологической составляющей при изучении философом «человеческой природы».

В заключение, следует сказать, что, несмотря на целый ряд блестящих идей, относитель­но процессов познания, мыслители XVII в., в числе которых и Томас Гоббс, оказались в довольно противоречивом положении.

С одной стороны, они понимали, что процесс познания реально осуществляется индивидами, с другой - сталкивались с тем обстоятельством, что смысл и содержание понятий, в особен­ности научных, выводит за пределы актуального человеческого существа. Попытка решения этого противоречия была пред­ложена уже в более поздней философии, в частности в рамках традиции, представленной И. Кантом.


Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.

2. Быховский Б.Э. Гоббс // Философский энциклопедический словарь: М.: Советская энциклопедия, 1983 .- 837с. – С. 119

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности: Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 1939. – 510 с.

4. История философии. В 4 т. Т.1.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957 – 717с.

5. Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса.// http://philosophy.globala.ru/idx/1163.html