Смекни!
smekni.com

Поведение толпы и поведение в толпе (стр. 2 из 2)

Так же к чертам толпы можно отнести импульсивность, изменчивость и раздрожительность.Массой руководит почти полностью бессознательная сфера.Импульсы, которым повинуется масса могут быть абсолютно различными. Они могут быть благородными или жестокими, героическими или трусливыми.Но в любом случае, они настолько сильны, что побеждают даже инстинкт самосохранения.Масса ничего не делает преднамеренно, даже если она чего-нибудь хочет, это продолжается недолго.Толпа не выносит никакой отсрочки между желанием и осуществлением его. У нее есть чувство всемогущества, для человека в толпе исчезает понятие о невозможном.Ко всему прочему, толпа легко поддается внушению, она легковерна и полностью лишена критики.Толпа мыслит картинами. Если представить толпу в виде целостного живого организма, то этот вывод покажется вполне обоснованным. Как у любого существа, неспособного к рассуждению, у нее очень развита вообразительная способность. В толпе индивид находится в состоянии свободного фантазирования, одна картина вызывает другую… Лебон пишет, что толпа легко становится палачом и так же легко идет на мученичество.Толпа склонна ко всему крайнему, возбуждается только очень сильными раздражениями.Чувства массы всегда очень просты и чрезмерны. Толпа не знает ни сомнений, ни колебаний.Поэтому чтобы увлечь массу надо злоупотреблять сильными выражениями, преувеличивать, утверждать и никогда не пробовать доказывать что-то рассуждениями.Толпа никогда не знала жажды истины.Она требует иллюзий, от которых не может отказаться.Несуществующее и ирриальное оказывает на нее такое же влияние, как и реальное.В толпе сущуствует тенденция не делать между ними особенной разности.Из этого можно сделать вывод, что толпа способна воспринимать лишь образы.Поэтому только образы могут возбудить в ней ужас и восторг, увлечь и сделать ее движущей силой.

Далее масса поистине подвержена силе слова, которая может вызвать бурю или, наоборот, успокоить ее. “Ни рассудок, ни убеждение не в состоянии бороться против известных слов и известных формул. Они произносятся перед толпой с благоговением,- и тотчас же выражение лиц становится почтительным, и головы склоняются. ”(Лебон:235)

Я думаю, что здесь уместно подумать о том, кто же все-таки в состоянии управлять толпой. Ведь совершенно ясно, что есть такой человек, который может управлять толпой.Как только живые существа соберутся в некотором количестве, они хотят подчиняться вождю. Это происходит инстинктивно, причем не важно, стадо ли это животных или толпа людей.Масса- это послушное стадо, не могущее жить без властелина.В ней настолько сильна жажда повиновения, что она покаряется тому, кто объявляет себя ее властелином. На каждый рой- свой пасечник.Все выдающиеся государственные деятели, основатели религий и государств, апостолы верований и простые вожди человеческих общин всегда были психологами, понимающими душу толпы.Многие из этих пасечников использовали книгу Лебона “Психология масс”. Эта книга находила место в библиотеках Ленина и Муссолини, Сталина и Гитлера.Большие и маленькие диктаторы, либералы, демократы, консерваторы, фашисты и коммунисты использовали ее как учебник.У Лебонасудьбы цивилизации связаны с толпой, на поводу у ее бессознательных хаотических движений идет удачливый лидер и никогда против нее. Никогда не плыви против течения и не плюй против ветра.Ветер и течение- стихии.Толпа же- стихия.Лидер отдается во власть стихии, чтобы позже властвовать над ней.Но если в массе имеется потребность в вожде, то он должен все-таки обладать соответствующими личными качествами.Лебон считает,что вожди оказывают свое влияние благодаря идеям, к которым они сами относятся фанатически.Но здесь я считаю нужным сделать небольшое уточнение.Идея всегда должна претерпеть изменения, которые сделают ее доступной толпе. Философская доктрина, религиозное учение или социальная идея должны опуститься до понятий толпы, чтобы сделаться популярными.Иногда на это уходит очень много времени.Также большую роль играет престиж.Престиж- это род господства индивида, идеи или вещи.Различаются приобретенный и личный престиж.Первый формируется именем, богатством, репутацией.Во всех случаях он имеет корни в прошлом.Личным престижем обладают немногие лица, которые благодаря ему становятся вождями.Таким людям подчиняются под влиянием магнетического очарования.

Заключение

В заключении я еще раз хочу обратить внимание на то, что индивид при определенном условии чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к челевеческой толпе, которая приобрела качество психологической массы. До сих пор остается важным и интересным вопрос об изменении поведения человека в толпе и об особенностях поведения толпы.Масса производит на человека впечатление неограниченной силы.Она становится на место всего человеческого общества, являющегося носителем авторитета.Для человека опасно находиться в противоречии с толпой и, наоборот, безопасно следовать окружающим примерам и ,если нужно, то даже “выть по-волчьи”.Повинуясь новому авторитету, нужно выключить из деятельности свою прежнюю “совесть”.Следовательно, в общем не так уже поразительно, когда мы слышим, что индивид в толпе совершает такие вещи, от которых он отвернулся бы в своих обычных жизненных условиях.Часто встречаются такие случаи, когда человек, успокоившись и восстановив способность к трезвому анализу, объясняет совершенное просто:”Бес попутал” или “Что-то на меня нашло…”

Список литературы

Лебон Г. Психология народов и масс. Спб. 1896.

Социальная психология / Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.А. М., 1975

Салтыков Г.Ф. Традиция, механизм ее действия и некоторые ее особенности в Китае // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972

Шибутани Т. Социальная психология. М.,. 1969.

Le Bon, Gustav. Psychologie des Foules. Paris, 1898.

Психология масс и анализ человеческого “Я” З.Фрейд издательство “Современные проблемы” И.А. Столляр М., 1926.