Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь социального капитала с экономико психологическими характеристиками молодежи (стр. 2 из 7)

Аргументация этого тезиса представлена следующая:

1. «Горизонтальные связи общественного участия способствуют формированию норм общей взаимности: «я сделаю это для тебя сейчас в надежде на то, что когда-нибудь ты или кто-либо другой также помогут мне» (Putnam, 1993). Общество с высоким уровнем социального капитала более эффективно в социальном и экономическом аспектах своей жизнедеятельности вследствие, прежде всего сокращения затрат на контроль за соблюдением соглашений и контрактов как формальной основы общественного взаимодействия.

2. Горизонтальные связи общественного участия способствуют координации и коммуникации между гражданами. Сотрудничество и доверие между действующими лицами в подобных ситуациях возникают тогда, когда накапливается положительная информация о взаимных конструктивных действиях партнеров. В практике повседневных экономических отношений этот эффект известен как деловая репутация партнера.

3. Аккумулированный социальный капитал обеспечивает общественную стабильность и устойчивое развитие благодаря незримым повседневным актам взаимности и доверия членов социальной группы. Посткоммунистическая трансформация и «переходная» природа посткоммунистических обществ придали особую остроту методологическим проблемам, касающимся условий и возможностей формирования социального капитала в обществах, где отсутствует, или скорее прервана историческая традиция гражданского сотрудничества, царит нестабильность и не развита эффективная институциональная государственная структура (или эффективная рациональная бюрократия западного типа)» (Степаненко, 2004).

Социальный капитал для Р. Патнема – важная предпосылка действенной демократии и, таким образом, важная составляющая часть концепции гражданского общества.

Исследования Р. Патнэма ознаменовали смещение акцента в анализе социального капитала с его экономической функции на объяснение его природы как общественного блага.

Фукуяма считает, что нормотворчество этики и правил социального сотрудничества носит спонтанный (а не исторически детерминированный) характер.

Условия формирования социального капитала (по Ф. Фукуяме):

1. размер общины или группы

2. их границы

3. повторяемость взаимодействий членов общины или группы

4. наличие первичных установок, разделяемых членами общины

5. осознание неудачных решений

1. В своем сочинении «Трактат о человеческой природе» (1739) Дэвид Юм приводит пример потери земледельцами собственного урожая из-за взаимного недоверия и неспособности к сотрудничеству. В 1833 году в притче Вильяма Форстера Ллойда впервые был употреблен термин «трагедия общин». В 1968 году Гарт Хардин в одноименном сочинении для журнала Science популяризовал этот термин.

2. «Трагедия общин – род явлений, связанных с противоречием между личными интересами и общественным благом. В основном под этим имеется в виду проблема переиспользования общественного блага. Когда пользователи общих благ не желают координировать свои действия по контролю или ограничению потребления таких ресурсов, последние быстро истощаются и исчерпываются».

3. В дальнейшем термин «трагедия общин» широко использовался в теории игр, которая является частью современной институциональной экономической теории, имеющая свое понимание термина «социальный капитал».

4. рассматривает экономические отношения как обмен правами

5. расширяет сферу применения инструментов неоклассической экономической теории на феномены социального, политического и юридического устройства общества с учётом факторов психологического характера

6. применяет для анализа новые инструментальные теории: теорию трансакционных издержек и теорию игр

7. Прикладная наука призвана дать слушателям основы знания о природе экономических институтов и организаций, о взаимосвязи институтов и организаций, навыки институционального анализа институтов плановой, рыночной и переходной экономики и институциональные особенности соответствующих организаций

Институты («правила игры») – это набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления (Норт, 1997)

Виды:

· формальные институты: конституции, законы, контракты

· неформальные – обычаи делового оборота, соглашения, нормы поведения, рутины

Организации («игроки») – это группы индивидов, которые связаны институциональными соглашениями по достижению единой цели. Например: фирмы, биржи, профсоюзы, кооперативы, политические учреждения и политические партии, законодательные органы, а также семья и государство (Кузьминов, Бендукидзе, Юдкевич, 2006).

Институциональная среда – это внешние институты по отношению к организации, устанавливающие рамки действий организации в реализации ее цели (Олейник, 2005).

Институциональная матрица – это устойчивая, исторически сформировавшаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер – экономической, политической, социальной (Кирдина, 2000).

Институциональная культура – это знания, навыки и ценности сообщества людей (Кузьминов, Бендукидзе, Юдкевич, 2006).

Как видно из предпосылок современной институциональной экономики и предмету ее изучения экономисты не отличаются от социологов по выделению важности норм.

«Нормы – механизм стабилизации системы институтов

Норма как институт эффективна при условии действия механизма принуждения: культурного, экономического или пенитенциарного. Легальные нормы поведения стабилизируют экономическую систему, а отклонение от норм создает параллельную (теневую, внелегальную) экономику.

Основные нормы, рассматриваемые в рамках современного институционального подхода:

1. Утилитаризм – представления о достижимой полезности

1.1. «Простой утилитаризм». Возникает в командной экономике потому, что деятельность ограничена узкими рамками исполнения директив. Представления о достижимой полезности примитивны (квартира-машина-дача). Инициатива выливается в поиск ренты

1.2. «Сложный утилитаризм» – максимизация полезности индивида в условиях роста человеческого капитала, когда преследование индивидуальных целей способствует накоплению социального капитала. Прямо связан с инициативной и продуктивной деятельностью

2. Легализм – норма отношения к закону

2.1. В рыночной экономике закон защищает право частной собственности. Легализм – готовность добровольного подчинения и уважения к закону.

2.2. Для плановой экономики отношение граждан к закону характеризуется нормой «провозглашенного легализма», то есть двоемыслия: провозглашения легализма, наряду с сохранением не только других убеждений, но, нередко, и участия в противоправных действиях, в т.ч. теневом секторе экономики

3. Доверие.

Доверие к контрагентам в рыночной экономике в значительной степени деперсонифицировано, а в плановой экономике строится на круге родственных, дружеских связях и знакомствах и обмене дефицитом. Формула «ты – мне, я – тебе» определяла круг доверия, основанного на возможностях и надежности контрагента» (Кузьминов, Бендукидзе, Юдкевич, 2006).

Происхождение норм

«Решающими факторами возникновения новых норм считаются экономические революции (по Норту) – социально-экономические инновационные технологии, в результате которых появляются возможности устойчивого воспроизводства и экономического роста, а также экспансии инноваций.

Условия экономических революций:

· Ограниченность ресурсов и конфликт интересов

· Усложнение мира: рост разнообразия и масштабов альтернатив» (Норт, 1997)

Таким образом, представители современного экономического подхода к социальному капиталу основное внимание уделяют инвестиционным стратегиям индивидуума в условиях альтернативных возможностей использования времени. Люди стремятся максимизировать полезность последнего в том числе и за счет регулирования взаимодействия друг с другом, продуктивность которого во многом определяется формальными правилами, неформальными ограничениями и механизмами принуждения – одним словом, тем, что некоторые социологи включают в понятие «социальный капитал».

Американский социолог Дж. Коулман интегрировал концепцию социального капитала в русло экономической трактовки социального действия и экономического поведения. Заслугой исследователя является соединение анализа структурной обусловленности экономического поведения с анализом продуктивной функции социального капитала, рассматриваемой в традиционных для экономического подхода категориях максимизации полезности, издержек и рационального выбора. Вместе с тем, Дж. Коулман является оригинальным исследователем, наметившим интеграцию традиций функционального анализа и экономического подход к оценке экономической продуктивности структуры социальных связей (Коулман, 2001).

1. Продуктивность. Подобное свойство является общим для всех других видов капитала.

2. Свойствен структуре связей между акторами и среди них. Это отличительное свойство социального капитала, делающее его уникальным человеческим ресурсом. С этой точки зрения рынок можно рассмотреть как корпорацию отдельных торговцев, каждый из которых располагает социальным капиталом, величина которого определяется количеством взаимосвязей на рынке.

3. Неосязаем. Он проявляется во взаимоотношениях индивидов. По этому пункту социальный капитал похож на человеческий, который тоже проявляется в абстрактных знаниях и навыках.

4. Облегчает производственную деятельность. Этим свойство обладают также человеческий и физический капиталы.