Смекни!
smekni.com

Метод метафор (стр. 1 из 3)

Метод метафор

Описываемый ниже метод является скорее синтетическим и включает в себя элементы гештальт - подхода, направленного воображения и драматизации. Он адаптирован и апробирован автором для ситуации обучения в ВУЗе. Данный метод заимствован из психотерапевтической практики, где он достаточно широко используется для диагностики характера взаимодействия человека со значимыми другими, для подготовки и проведения различного рода изменений в его восприятии и поведении. На данный момент существует несколько направлений в психотерапии, в которых работают с метафорами. Это нейро - лингвистическое программирование, стратегическая семейная терапия, символодрама, психосинтез и гештальт – подход. Есть у этих направлений как общие теоретические положения по работе с метафорами, так и отличия. Прежде чем описать специфически гештальтистские способы использования метафор, обратимся сначала к той общей почве, из которой вырос данный метод.

Наиболее ярким психотерапевтом, использовавшим метафоры в своей работе с клиентами, был М. Г. Эриксон. Его опыт использования метафор для осуществления изменений в поведении и межличностных отношениях клиентов был обобщен и теоретически обоснован его учениками – Дж. Хейли, Дж. Зейги, Дж. Гриндером и Р. Бэндлером. М. Г. Эриксон чаще всего использовал в качестве метафор так называемые обучающие истории. Его ученики и последователи обращаются в своей практике и к другим видам метафор – сказкам, притчам, анекдотам, басням, аллегориям, мифам, моделям, иносказаниями и т.д. большинство авторов называют несколько основных возможностей использования метафор в рамках психотерапии. Первые десять категорий являются общими для работы в НЛП и гештальт – подходе и легко адаптируются для ситуации обучения. Итак, метафоры могут использоваться следующим образом:

- как иллюстративный материал;

- для самосознания;

- для порождения идей и усиления мотивации;

- как средство воздействия на формы отношений;

- для уменьшения сопротивления;

- для переосмысливания и нового определения проблемы;

- как творческий способ общения;

- для расширения гаммы эмоций, мыслей и поведенческих реакций;

- для обнаружения недоступных ранее духовных ресурсов;

- как подсказка решения;

- как руководство к действию.

Опираясь на общие истоки, рассмотрим те определения метафор, которые даются представителями разных школ. И. Польстер и М. польстер считают, что «метафоры, которые описывают человека, это один из самых богатых источников информации о нем». С точки зрения К. Маданес, коммуникации между людьми построены по типу аналогий, а «все человеческое поведение может быть так или иначе представлено на языке аналогий или метафор разного уровня абстрагирования». Поскольку обучение - это и коммуникация, и определенного рода поведения, то представляется вполне обоснованным использование метафор как одного из инструментов или методов обучения.

Ш. Копп определяет метафору как «средство сообщения, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее». По мнению Д. Гордона, метафора – это « новеллистический способ репрезентации чего-либо», способ сообщения об опыте, но и не сам опыт. Он рассматривает ее в качестве многоуровнего источника «нового света, бросаемого на старые темы». Дж. Джеймс, наоборот, определяет метафору как « первичный опыт, служащий двоякой цели: (1) для описания переживаний, которые впоследствии (2) могут заложить в осознании новые модели, расширяющие границы субъективного опыта». Дж. Миллс и Р. Кроули называют метафору видом «символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения» и считают ее полезным инструментом общения в тех ситуациях обучения, когда необходимо найти новое понимание проблемы человеком. Таким образом, метафора может быть определена как символическая репрезентация внутреннего мира личности и ее межличностных паттернов.

В энциклопедическом словаре (с. 794) приводится следующее определение метафоры (от греч. metaphora - перенесение) – «это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов» (например «говор волн»). Если предположить, что исходное слово metaphora произошло в результате слияния двух слов – meta и aphorismos, тогда становится возможным еще одно определение данного определения данного понятия. Приставка «мета» (от греч. meta – между, после, через) является частью сложных слов. Она означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо, переход к чему-либо другому (например «метаболизм»). Слово aphorismos в переводе с греческого означает изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль (например, «дорогу осилит ищущий»). При таком подходе слово метафора может обозначить «промежуточное изречение», « самовыражение через что-либо» или «переходное высказывание».

Данное толкование метафоры приближает нас к гештальтисткому пониманию метафоры как одной из форм самовыражения, самопознания и обучения. Метафоры рождаются в процессе фантазирования, которое И. и М. Польстеры рассматривают как «неотъемлемую часть подготовки к действию». Они пишут, что исследование неизвестного в фантазировании «помогает лучше сориентироваться в жизненных сложностях, подготовиться к будущим поступкам и обострить чувствительность в целом». Эти же авторы полагают, что с помощью фантазии «человек должен обнаружить собственные творческие ресурсы сфокусировать их на основных требованиях предстоящей работы.

Не вдаваясь в описание различий между воображением и фантази­рованием, отметим то общее, что их объединяет. И воображение, и фан­тазирование — это процессы продуцирования образов. Более того, «во­ображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях». Этот мо­мент является ключевым для рассмотрения возможностей использо­вания метафоры как гештальтистского инструмента. Она способствует увеличению осознанности того, что человек в данный момент чувству­ет, ощущает, намеревается совершить или уже совершает, благодаря исследованию новых граней происходящего, открытых с ее помощью.

По Ф. Перлзу, деятельность фантазии «означает использование че­ловеком символов для воспроизведения реальности в уменьшенном масштабе. Она основывается на реальности, поскольку сами символы первоначально возникают из реальности». Таким образом, метафору можно определить как символическое самовыражение внут­ренней реальности личности. По мнению Ф. Перлза, «символы возни­кают как метки для объектов и процессов, а позже развиваются в мет­ки для меток и метки для меток для меток». Следовательно, метафору можно определить как многоуровневое (или многоплановое) символическое отражение внутренней динамики личности и ее меж­личностных отношений.

Обдумывая проблему и создавая метафору, человек в процессе фан­тазирования использует внутри себя небольшое количество доступной ему энергии для того, «чтобы создать большое количество эффективно распределенной телесной энергии внешним образом». Этот процесс делает человека способным разрешить свои проблемы в реаль­ности. Значит, метафору можно определить как способ продуцирова­ния такого количества энергии внутри, которое необходимо и доста­точно для осуществления эффективного действия во внешнем мире. Считая фантазию «ослабленной реальностью», а мышление — «ослабленным действием», Ф. Перлз предлагает терапевтически ис­пользовать фантазию клиента для обнаружения его реальных потреб­ностей посредством игрового воплощения фантазий. Это позволяет перекинуть мостик от фантазии к эксперименту как одному из способов расширения осознавания. И. Польстер и М. Польстер называют фан­тазию и мечту двумя из пяти форм, которые может принимать экспе­римент. Три других — отыгрывание, направленное поведение и домаш­нее задание. Эксперимент можно отнести к уровню игры, а игра, по Ф, Перлзу, это промежуточная стадия между уровнями мышления и действия. «Обретя переживание себя на трех уровнях — фантазирова­ния, игры и действия», пациент начинает лучше понимать самого себя, приобретает опыт жизни в настоящем и научается интегрировать свои мысли, чувства и действия. Таким образом, возможны еще два опреде­ления метафоры — как целостного проявления личности и как способа достижения интеграции.

Обобщая вышесказанное, предложим следующее рабочее опреде­ление метафоры в контексте гештальт-подхода. Метафора — это та­кое многоуровневое символическое самовыражение внутренней динами­ки личности и ее межличностных отношений, которое способствует увеличению осознанности, продуцирует достаточное количество энер­гии для восстановления чувства целостности и позволяет осуществ­лять эффективный контакт с внешней средой.

Первая отличительная особенность метафоры как гештальтистско-го инструмента применительно к ситуации обучения заключается в следующем. Мы обращаемся к метафоре, продуцируемой студентом, а не предлагаем ему собственную, как, например, в НЛП или симво-лодраме. Вторая особенность работы с метафорой в рамках гештальт-подхода связана с тем, что она используется для расширения осознан­ности через целенаправленное обнаружение ранее неизвестных сторон и связей в том проблемном поведении, которое исследует студент. В рамках других психотерапевтических направлений метафора, в основ­ном, используется для работы на бессознательном уровне. Третья осо­бенность гештальтистского использования метафоры выражается в том, что она позволяет взращивать ответственность человека за те на­мерения, действия и желания, которые становятся явными благодари ей. В НЛП, символодраме и психосинтезе ответственность как таковая остается «за кадром».

Естественно возникает вопрос: «Какие именно метафоры и каким образом могут быть органично встроены в процесс обучения студен­тов?» Ф. Перлз определяет обучение как открытие и говорит о том, что обучаться чему-то можно только с помощью опыта. И более того, осо­знанного опыта: «осознавание — единственная основа знаний, обще­ния и так далее». В соответствии с концепцией Дж. Аллана,