Смекни!
smekni.com

Особенности социальных представлений о гомосексуализме (стр. 7 из 13)

Данные исследования гомосексуалов требуют к себе пристального внимания. По мнению Майкла Бейли[53], есть несколько возможностей их интерпретации.

1. Гомосексуальность связана с половыми/гендерными особенностями. Известно, что некоторые гомосексуалы по ряду поведенческих и психических черт отличаются «гендерной неконформностью» (феминизированные мужчины и мужеподобные женщины), которая особенно сильно проявляется в детском возрасте. Самая влиятельная этиологическая теория гомосексуальности связывает это с нарушением половой нормы пренатальных андрогенов. Как бы то ни было, некоторые психические проблемы и трудности мужчин-геев аналогичны тем, которые нормально испытывают женщины, чьи показатели по шкалам невротизма обычно выше, чем у мужчин, тогда как расстройства, типичные для лесбиянок, больше похожи на мужские[54]. Исследования суицидального поведения двух больших репрезентативных выборок американских студентов показали, что частота суицидных попыток коррелирует с гомосексуальностью у мальчиков, но не у девочек. То, что количество суицидных намерений и попыток у юных геев в несколько раз превышает число реальных суицидов, также напоминает разницу между гетеросексуальными мужчинами и женщинами: мужчины совершают втрое меньше суицидных попыток, чем женщины, но втрое чаще реально кончают с собой. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужны систематические сопоставления мужской и женской гомосексуальности.

2. Повышенная склонность гомосексуалов к депрессии и суицидам - следствие их стигматизации и дискриминации. Во враждебном гомофобском мире молодым людям трудно принять свою сексуальную ориентацию и это вызывает у некоторых из них невротические реакции. Это более чем правдоподобная гипотеза. Но почему эта проблема сохраняется даже в самой терпимой к гомосексуальности Голландии? Для проверки этой гипотезы нужны кросс-культурные сравнения того, как варьирует уровень невротизма и суицидальности гомосексуалов в разных странах и социальных средах в зависимости от существующего там уровня гомофобии и как эти показатели меняются с изменением социальных условий. Такие исследования должны быть сравнительно-историческими и долгосрочными, потому что изменение социальных отношений сказывается на индивидуальной психологии лишь по прошествии долгого времени.

Может быть (это уже мое предположение) дело не только в явном социальном гнете, но и в том, что даже в условиях относительной терпимости человеку трудно принять свои отличия от большинства в таком существенном вопросе. Геи гораздо более одиноки, чем гетеросексуалы, они чаще оказываются в стрессовых ситуациях, им труднее найти себе пару и т.д., и это может способствовать эмоциональным расстройствам даже при дружественном отношении окружающих. Как и первая гипотеза, это предположение выводит невротические симптомы гомосексуального населения не из внутренних свойств индивидов, а из трудностей их взаимодействия с окружающим миром, но считает, что эти трудности могут быть не только конкретно-историческими (гомофобия, дискриминация), но и глобальными. Если это предположение верно, то даже в самых благоприятных социальных условиях миноритарный статус геев и лесбиянок создает для них психологические трудности и некоторые из них нуждаются в специальной психотерапевтической помощи.

3. Нельзя не учитывать влияние особенностей гомосексуального стиля жизни (богемная жизнь, злоупотребление наркотиками и т.д.) Но единого «гомосексуального стиля жизни», как и «гомосексуальной личности», не существует. Следовательно, нужны разные выборки и разные контрольные группы.

4. Возможно, что гомосексуальность как отклонение от нормального пути развития (естественный отбор благоприятствует наиболее жизнеспособному, репродуктивно успешному потомству) связана с некоторыми другими поведенческими и психическими отклонениями. Эта гипотеза подкрепляется тем, что некоторые гомосексуалы, как и люди, предрасположенные к суицидам и депрессии, независимо от их сексуальной ориентации, отличаются повышенной эмоциональной неустойчивостью, левшеством и другими особенностями.

На первый взгляд, это предположение патологизирует гомосексуальность и отдает биологическим детерминизмом. Однако канадский ученый Рей Блэнчард, один из ведущих исследователей биологии гомосексуальности, подчеркивает, что вопрос о том, считать ли гомосексуальность психопатологией, нужно рассматривать отдельно от вопроса, что именно порождает гомосексуальность. Предположим, что гомосексуальность вызывается каким-то вирусом, или материнским стрессом в период беременности, или материнскими антителами, несовместимыми с X-Y антигеном, или любым другим биологическим процессом, который можно считать патологическим. Значит ли это, что гомосексуальная ориентация взрослого человека также должна считаться (психо)патологической, даже если большинство геев и лесбиянок функционируют так же успешно, благополучны и счастливы, как гетеросексуальные мужчины и женщины? Разумеется, нет. Если встать на этот путь, патологическими или аномальными могут показаться все индивидуальные различия. От того, что прекрасная жемчужина появляется в результате болезни раковины, ее ценность не уменьшается.

В итоге на сегодняшний момент есть проблема, которая не имеет своего решения. В любом случае, психотерапевтическая помощь, в которой нуждаются некоторые гомосексуалы, возможна только при условии дружественного отношения и понимания. О специфике психотерапии среди геев и лесбиянок существует большая специальная литература, кое-что даже переведено на русский язык[55].

Важно изменение общественности к гомосексуализму как вариантности сексуального поведения.

Результаты международного опроса психиатров об их отношении к гомосексуализму, показали, что подавляющее большинство рассматривает гомосексуализм как девиантное поведение, хотя он был исключен из списка психических расстройств. Интересен ответ респондента из Южной Африки, который отметил, что профессия психиатра привлекает гомосексуалистов больше, чем другие медицинские профессии, возможно, потому, что психиатры воспринимают гомосексуальность как вариант нормы. Психиатр из Венесуэлы сообщил, что в его стране психиатры все еще не вовлечены в защиту прав гомосексуалистов и свободы их личных сексуальных отношений из-за опасения того, что их самих будут рассматривать как гомосексуалистов. Во многих странах психиатры не пришли к согласию в отношении того, как рассматривать гомосексуальность: как нормальный вариант человеческой сексуальности или как девиацию. В таких странах как Корея, Маврикий, Норвегия, Израиль, Исландия, США гомосексуализм считается вариантом нормы. Такой же точки зрения придерживается незначительное большинство психиатров Перу. К счастью, по мере того, как люди во всем мире становятся более убежденными в том, что гомосексуализм имеет биологическую основу, и что «замещающая терапия» не эффективна, возрастает истинное понимание проблемы и терпимость в отношении сексуальных меньшинств.

Быстрыми темпами идет процесс легализации и приравнивания однополых сожительств к юридически оформленным бракам. Число совместно проживающих и ведущих общее хозяйство однополых пар быстро растет. Это зафиксировано национальными переписями населения в США (1990, 2000), Новой Зеландии (1996) и Канаде (2001) (раньше переписчики однополые пары игнорировали). Американская перепись 2000 года зафиксировала свыше 600 тысяч однополых домохозяйств (по сравнению с 1990 г. - рост на 300%), - 1% общего числа, причем специалисты считают эту цифру заниженной[56]. Официальная регистрация отношений дает партнерам значительные преимущества в плане социального страхования, наследования имущества и т.д. Многие однополые пары имеют детей от прежних браков. Около 15% совместно живущих женских и 3% мужских канадских пар сообщили, что воспитывают детей. Что же касается церкви, то она тут ни при чем: речь идет не о церковном, а о гражданском союзе, а все социальные льготы оплачиваются за счет налогов, которые геи и лесбиянки платят наравне с остальными гражданами.

Отсюда – сдвиги в законодательстве[57]. Первой в 1989 г. однополые «зарегистрированные партнерства» узаконила Дания. Ее примеру последовали Норвегия (1993), Швеция (1994), Исландия и Гренландия (1996), Нидерланды (1998) и Финляндия (2001). Похожий закон приняла в 2001 г. Германия, где «зарегистрированные партнерства» практически во всем идентичны браку, за исключением названия и возможности совместного усыновления детей. Франция и Бельгия в результате долгих дебатов пришли к компромиссному варианту, внеся в гражданское право понятие пакта гражданской солидарности, особого вида договора, который могут заключить между собой «двое взрослых разного пола или одного пола для регулирования их совместной жизни». С 1 апреля 2001 года Нидерланды стали первым государством в мире, предоставившем однополым парам абсолютно такие же права по заключению брака, как и разнополым.

Намечаются сдвиги в признании права однополых пар на усыновление детей. В большинстве стран это запрещено законом. Однако в феврале 2002 г. авторитетная Американская академия педиатрии опубликовала доклад, одобряющий усыновление и удочерение детей семьями, где оба партнера - представители сексуальных меньшинств.

В декабре 2002 г. Американская психиатрическая ассоциация также официально заявила, что «поддерживает инициативы, которые позволяют однополым парам усыновлять и совместно выращивать детей, а также все связанные с этим легальные права, привилегии и ответственности». В заявлении говорится, что исследования последних 30 лет убедительно доказали, что дети, выращенные родителями-геями или лесбиянками, обнаруживают такой же уровень эмоциональной, когнитивной, социальной и сексуальной эффективности, что и дети, выращенные гетеросексуальными родителями, и что оптимальные условия для развития детей зависят не от сексуальной ориентации родителей, а от стабильных привязанностей к ответственным и заботливым взрослым[58]. Такую же позицию занимает Американская психоаналитическая ассоциация, Американская ассоциация детских и подростковых психиатров и Американская ассоциация семейных врачей.