Смекни!
smekni.com

Педагогическая психология Зимняя И А (стр. 37 из 84)

Для учителя дошкольников и младших школьников сущест­венно владение демократическим стилем общения на основе «увлеченности совместной творческой деятельностью и дру­жеского расположения» (по В.А. Кан-Калику), предполагающе­го взаимное эмоциональное сопереживание. В то же время сле­дует категорически отвергать саркастичность в общении с ребен­ком, негативное воздействие на «Я» ребенка, критику его в при­сутствии других детей. Необходимость высокого уровня разви­тия качеств социальной перцепции у учителя, т.е. адекватного восприятия, реагирования, понимания детей, «прочтения» их со­стояния, мимики, жестов, поз, высказываний (особенно интона­ции), подчеркивается многими исследователями.

Считается, что для учителя дошкольников и младших школь­ников деятельностно-профессиональные качества необходимы в меньшей мере, чем для учителей других контингентов обу­чаемых. Это положение отражено и в социальных установках людей, ответственных за направление учителей на работу. Так, после окончания вузовского курса подготовки лучшие по успе­ваемости студенты часто идут работать в вуз, а средние — в школу и дошкольные учреждения. Не оспаривая абсолютной правильности первого, нельзя категорически согласиться со вторым. Действительно, среднеподготовленному учителю проще работать с ничего не знающими детьми, но это абсолютно неспра­ведливо по отношению к малышам-ученикам, только включающимся в обучение, ожидающим чуда познания, открытия ми­ра. Именно работая с дошкольниками и младшими школьника­ми, учитель должен свободно владеть учебным предметом. На­пример, учитель языка должен обладать высокой языковой культурой, многообразием, отточенностью и вариативностью языковых форм выражения мысли, в совершенстве владеть ме­тодическими приемами обучения, знать особенности организа­ции и управления игровыми методами обучения (игры предмет­ной, ролевой, сюжетно-ролевой с правилами, по Д.Б. Эльконину), в основе которых лежит точный и адекватный учет возра­стных особенностей обучаемых, структуры их самосознания, ин­теллектуальной деятельности и поведения детей. Необходимо по­мнить слова В. Вундта «игра дитя труда», но это дело серьезное, особенно для детей. Практически именно для этого возраста требуется реализация всех педагогических умений, основанных на академических, дидактических, организатор­ских способностях учителя, которые должны проявляться в та­ких его педагогических функциях, как информационная, орга­низационная, контрольная и т.д.

Внешнеповеденчески учитель младших школьников и особен­но в дошкольном учреждении должен быть образцом для подра­жания, располагать к себе детей воспитанностью, образованно­стью, компетентностью, культурой поведения, общения. Они должны быть в плену личности учителя, например, иностранно­го языка, говорящего на таком красивом, но пока еще не зна­комом для них языке. Именно эти качества учителя дошколь­ников и младших школьников составляют в совокупности струк­туру его психологического портрета. Конечно, это идеальная модель, но соотнесение с ней может рассматриваться как внут­ренний стимул самосовершенствования и саморазвития каждо­го из учителей.

В заключение следует отметить, что педагога как субъекта пе­дагогической деятельности в целом характеризуют: целеположенность, активность, саморегулятивность; педагогическое самосо­знание как специфический для субъектной деятельности образ мира (в терминах Е.А. Климова [90]); индивидуально-психоло­гические свойства, определяющие его соответствие педагогиче­ской деятельности; структура педагогических способностей; пе­дагогическая направленность, адекватность самооценки, уровня притязаний; эмпатия; альтруистически направленная система от­ношений.

Соответственно психолого-педагогическая подготовленность учителя (П.А. Просецкий, В.А. Сластенин, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Л.М. Митина) должна на­чинаться с ориентации школьников на профессию учителя, учи­тывающей все эти характеристики. В начале деятельности педа­гога особенно важны его профессиональная адаптация и направ­ленность. Становление будущего учителя включает повышение уровня его профессионального притязания в плане саморазвития и самосовершенствования.

* * *

Педагог как субъект педагогической деятельности представ­ляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъектных качеств, адекватность которых требова­ниям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Вопросы для самопроверки

1. Что отличает профессию типа «Человек—Человек» от профессий других типов?

2. Какие индивидуальные свойства (задатки) обеспечивают предрас­положенность человека к педагогической деятельности, его готовность и включаемость в нее?

3. В чем заключается специфика подхода Н.В. Кузьминой к трак­товке педагогических способностей по сравнению с подходом А.К. Мар­ковой?

4. Каковы составляющие педагогического профессионального само­сознания?

Литература

Голубева Э.А. Способность и индивидуальность. М., 1993.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и масте­ра производственного обучения. М., 1990.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.

Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности

§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности

Обучающийся как представитель возрастного периода

Человек, получающий знания в любой образовательной си­стеме, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается! то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъектными каче­ствами, чертами.

Каждый обучающийся обладает индивидуальными лично­стными и деятельностными особенностями, т.е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; осо­бенностями выполнения деятельности (планируемость, органи­зация, точность и т.д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отноше­нием к ней, обучаемостью.

В то же время все обучающиеся на определенной ступени об­разовательной системы характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями, чертами. Это объясня­ется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека. Так, во всем мире учатся в начальной школе дети не старше 10 лет (хо­тя в экстремальных социальных ситуациях, например ликвида­ции безграмотности, в эту ступень образования включаются взрослые). Кроме того, следует учитывать специфику (содержа­ние, форму) самих ступеней образования, соотносим не только с возрастными особенностями, но и с законом кумулятивности, наращивания, увеличения знаний; структурированием индиви­дуального опыта; построением индивидуального тезауруса как упо­рядоченной структуры вербального интеллекта. В силу этого абстрактно-типические субъекты «школьник», «студент» выде­ляются общественным сознанием как определенные обобщения исходя из этих двух (возрастного и социокультурного) оснований.

Возрастная периодизация как основа дифференциации субъектов учебной деятельности

Возрастная периодизация представляет собой одну из слож­ных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Вал­лон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Рассмотрим основные подходы к возрастной периодиза­ции, являющейся исходной для определения типического субъ­екта различных ступеней образовательной и прежде всего школь­ной системы.

Л.С. Выготский определил три группы подходов, или схем ре­шения, этой проблемы. В рамках первой группы, с учетом био­генетического подхода, периодизация детства основана на этапах филогенетического развития. К этой группе Л.С. Выготский от­носит также периодизацию, основанную на ступенях воспитания и образования. Говоря об ошибочности такой схемы, Л.С. Выгот­ский признает, что «расчленение детства по педагогическому принципу чрезвычайно близко подводит нас к истинному рас­членению детства на отдельные периоды» [49, с. 244] вследст­вие огромного практического опыта образования, соотносящего эти ступени с возрастными изменениями. Вторая группа подхо­дов (очень многочисленных) за основу периодизации принима­ет изменение какого-либо одного (часто внешнего) признака, например появление и смену зубов (дентиция), сексуальное со­зревание и др. Третья группа подходов направлена на выявление базального, существенного в развитии, например изменений внутреннего темпа и ритма развития.