Смекни!
smekni.com

О всеобщем и обязательном обучении (стр. 2 из 4)

Нужно заметить, что сам факт возбуждения земствами ходатайств о пособии весьма важен, потому что возбуждение ходатайства обусловливается предварительным продолжительным и кропотливым трудом по расширению школьной сети, составлению школьной карты и пр., предполагает решимость принести для развития народного образования значительные материальные жертвы, принять на себя заботы и ответственность, связанную с предстоящим школьным строительством и с целым рядом других мероприятий. Еще большее общественное значение имеет то обстоятельство, что более половины этих ходатайств (по крайней мере 162) уже удовлетворены (к 1910 г.), и, следовательно, более половины земств фактически приступили уже к введению всеобщего обучения.

Таким образом, государство в последнее время пришло на помощь в осуществлении отчасти своей собственной и более общественной земской идеи о всеобщем обучении русского народа.

Вследствие совместной деятельности земства и правительства по народному образованию просвещение русского народа в последние годы сильно двинулось вперед. С 1903 по 1909 год число земских школ возросло на 33,8% — с 18 714 до 25 047, а уездными земствами на народное образование было ассигновано (в млн. рублей): в 1903 г. — 16,0; в 1906 г. — 21,8; в 1909 г. — 36,7; в 1910 г. — 47,4. Таким образом, за 1903—1910 гг. ассигнования выросли в 2,96 раза (в расходы 1909 и 1910 гг. включено и казенное пособие).

Расходы Министерства народного просвещения на начальное образование были таковы:

1903г. - 5 784 672 руб.

1906г. - 8 286 672 руб.

1909г. - 2 288 4672 руб.

1910г. - 35 884 672 руб. 5

Росли расходы очень быстро. Вместе с расходами увеличивается число школ.

20 февраля 1907 года министерство внесло в Государственную думу законопроект о введении всеобщего обучения. Хотя этот проект не стал законом и был задержан в Государственном совете, тем не менее его основы служат руководящими началами для Министерства народного просвещения в его совместной работе с земством по народному образованию. Поэтому мы приведем главные положения этого законопроекта:

1) все дети обоего пола должны иметь возможность пройти полный курс учения в правильно организованной школе, т. е. четырехлетней, с числом учащихся на одного учителя не более 50, с учителем, имеющим установленный законом образовательный ценз, и с одним законоучителем;

2) каждая школа должна обслуживать район с радиусом не более 3 верст;

3) к числу детей школьного возраста относятся четыре возрастные группы 8—11 лет;

4) земства и города, приступившие к введению всеобщего обучения на основании проекта, одобренного министерством, получают пособие в размере 360 руб. на учителя и по 60 руб. на законоучителя; минимальный оклад учителя устанавливается в 360 руб., а законоучителя — 60 руб.;

5) всеобщее обучение должно быть бесплатным;

6) организация и непосредственное заведование начальными школами возлагаются на органы местного самоуправления и осуществляются под руководством и надзором Министерства народного просвещения 6.

Почти одновременно с вопросом о всеобщности начального образования возник вопрос о его обязательности. Начиная с 1866 года тянутся ходатайства земств о введении обязательного обучения. Очевидно, многих соблазняла мысль об издании соответствующего закона, многие думали, что стоит издать такой закон — и просвещение распространится по Руси. Сначала правительство отнеслось к таким ходатайствам весьма сдержанно: во всеподданнейшем отчете за 1867 год министр народного просвещения, обсудив этот вопрос, высказался в том смысле, что с ним следует подождать. "Пусть определится степень участия нашего земства в столь важном деле (т. е. в деле народного образования), пусть увеличится число училищ, пусть народ проникнется надлежащим к ним доверием, пусть обеспечено будет содержание учителей, которые до сих пор исполняли свои обязанности кое-как именно потому, что принуждены были бороться с крайнею нуждою; когда упрочены будут таким образом основы обучения нашего народа, тогда явится возможность заняться практическим решением вопроса: следует ли поставить в непременную обязанность крестьянам, чтобы они посылали своих детей в школы, и какими способами этого достигнуть".

Но земские ходатайства продолжались, и под их влиянием в Министерстве народного просвещения стали благосклоннее и решительнее относиться к самой сущности ходатайств — к идее об обязательности обучения. В журнале Министерства народного просвещения стали появляться статьи, в которых доказывались правильность и целесообразность обязательности, а в 1877 году один из чинов министерства, которому поручено было обследование земских ходатайств, так характеризовал отношения земства к народному образованию и положение последнего: "При всех очевидных выгодах образования наше крестьянское население, по мнению земских собраний, еще мало сознает пользу учения, даже первоначального, повсюду оказывается недостаток в училищах по отношению к народонаселению; число их не только не увеличивается, но и уменьшается; там, где уже существуют училища, большая половина населения вовсе не учится в них и таким образом затраты земства и сельских обществ оказываются мало производительными. Наконец и те, сравнительно немногие, которые учатся в училищах, не выносят из них всей пользы от крайне неисправнаго посещения их, составляющего язву наших сельских школ. Родители беспрерывно отвлекают своих детей от училищ, то для сельских и других домашних работ, то ради праздничных дней, число которых в наших селениях доходит до 200 в течение года, то без всякой причины, не говоря уже о том, что дети, находясь вне всякого контроля, прогуливают нередко время классных занятий, не подвергаясь за то никакой ответственности. Для устранения всех этих явлений, сильно тормозящих распространение образования в сельском населении и делающих бесплодными, или, по крайней мере, мало полезными усилия правительства, земства и общества к развитию образования в народе, необходимо, по мнению земских собраний, установить обязательность учения, как такую меру, которая повсюду оказалась бы вполне действительною для достижения этой цели" 7.

Министерство стало подумывать о выработке правил по введению начального обязательного обучения, но дело кончилось простым собиранием материалов 8. В обществах же и отчасти в земствах обсуждение продолжалось. Особенно горячие споры по этому вопросу происходили в Петроградском комитете грамотности и в Петроградском педагогическом обществе. И в том и в другом гораздо больше было противников обязательности, чем защитников. Спорили страстно, можно сказать, с остервенением, потому что и защитники обязательности были весьма упорные, приводившие в подтверждение всевозможные доказательства.

Тщательное изучение народной школы в связи с экономическим положением и бытом народа выяснило, что обязательность обучения фактически в настоящее время невозможна. Конечно, бумажный закон издать мы в силах, но такой закон будет мертв и на жизнь никакого существенного влияния не окажет. В настоящее время выяснилась тесная зависимость постановки народного образования от экономического положения народа, его заработков, разных местных условий быта. Особенно ценны в этом отношении исследования, проведенные московскими земскими статистиками гг. Боголеповым и Петровым 9.

Они свидетельствуют, что крестьяне сознают пользу грамотности для мальчиков, потому что во всех видах промышленности хозяева предпочитают иметь дело с грамотными рабочими. Но если экономические условия населения понуждают его посылать своих детей в школу, то такого сознания нет еще по отношению к обучению девочек. По словам Боголепова, население "считает, что обучать девочек, значит только расходоваться, а не обучать их — получать барыш", потому что каждая девочка школьного возраста может заработать себе на хлеб, оставаясь дома, а чтобы ее отправлять в школу, нужно не только лишиться ее заработка, да еще ее одеть, на что нужно 5–10 руб. Правда, и мальчик мог бы заработать, не ходя в школу, но зато выучившийся грамоте найдет себе потом лучшее место, а девушка грамотная, выйдя замуж, покинет семью, и от ее грамотности семья таким образом ничего не выиграет.

Другой московский исследователь отмечает, что число учащихся девочек увеличивается значительно не только в тех местностях, где женщинам приходится принимать участие в общественно-экономической и промысловой жизни и где грамотность нужна и женщинам. А более новое обследование взглядов крестьянства на образование 10 свидетельствует, что крестьяне двинулись вперед в оценке важности образования. На вопрос: "Все ли крестьяне считают необходимым отдавать своих детей в существующую в их местности народную школу?" — получено было 733 ответа положительных (95,69%) и 33 отрицательных (4,31%). В настоящее время спрос на школу превышает предложение. Один учитель пишет, что раньше ему приходилось просить крестьян, чтобы они посылали своих детей в школу, теперь же, напротив, при приеме детей в школу крестьяне просят учителя, а то и спорят: "Почему так, такого-то мальчика приняли, а моего нет". Случается, что крестьяне за отсутствием свободных мест в школе нанимают для своих детей частных учителей. Побуждения крестьян к отдаче детей в школу прежде всего практические: в жизни нужна грамота, грамотному легче устроиться, найти заработок, легче на военной службе. А некоторые крестьяне ценят грамотность как средство общего умственного развития и нравственного усовершенствования человека: неграмотный человек — что слепой, он ничего не видит и мало знает. Большинство населения Александрийского уезда высказалось и за обучение девочек: "У мальчиков есть душа и у девочек тоже душа, одинаковая, значит, и учить тоже нужно одинаково, как мальчиков, так и девочек". Кроме этого метафизического соображения крестьяне ссылаются на сложные обязанности будущей матери как первой и главной воспитательницы своих детей: "Какова мать, такова и семья. Если мать хороша, то и семья хороша. Если мать плоха, то весь дом рассыпается, каков бы ни был хозяин... Из грамотной девочки может выйти хорошая мать, которая впоследствии будет обучать своих малюток первоначальному обучению грамоте, так как отцы не всегда могут сидеть в доме, исполняя свои полевые и домашния работы". А это новый склад мыслей.