Смекни!
smekni.com

Школа и педагогическая мысль народов России во второй половине XIX - начале ХХ века (стр. 5 из 5)

Абай был большим сторонником русской прогрессивной мысли, он был знаком с русскими политическими ссыльными, сторонниками Чернышевского. Считая необходимым изучение казахами русского языка и русской литературы, он добился того, что по его переводам вся грамотная часть населения Казахстана имела возможность читать русских классиков — Крылова, Пушкина, Лермонтова и других писателей. Подчеркивая важность изучения русской культуры, Абай Кунанбаев писал: «Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру».

Ахмад Дониш (1827—1897) — писатель, философ, основатель просветительного движения в Таджикистане, родился в Бухаре, в семье бедняка. Ценой больших лишений ему удалось получить традиционное мусульманское образование сначала в старометодном мактабе, а потом в медресе. Не удовлетворившись схоластическим обучением в этих школах, А. Дониш самостоятельно изучил светские науки: математику, астрономию, географию, медицину, архитектуру и т. п.

В формировании мировоззрения А. Дониша большую роль сыграло его знакомство с успехами русской культуры, науки и искусства во время пребывания в России в качестве секретаря и заместителя посла Бухарского эмира. Вернувшись на родину, Дониш выступил с предложением провести реформу государственного управления и школьного обучения на прогрессивных началах.

А. Дониш оставил после себя богатое научное и литературное наследие — произведения естественнонаучного, философского и исторического характера. В книге «В назидание детям о пользе ремесел и занятий», которая составила часть его большого произведения «Редкостные события», изложены основные педагогические взгляды мыслителя.

Для того чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, Дониш советует детям овладеть знаниями и ремеслом, имея при этом в виду не только свой личный интерес, но и интерес других людей. Важно, чтобы каждый юноша по своему желанию выбрал тот или иной род деятельности.

А. Дониш требовал, чтобы молодое поколение овладевало знаниями сознательно и путем личных наблюдений убеждалось в их истинности. Молодежь должна постигнуть суть изучаемых явлений, обращая внимание на самое основное, отбрасывая все второстепенное.

Задачу нравственного воспитания А. Дониш понимал как подготовку из молодежи таких людей, которые считали бы своим долгом приносить пользу другим людям. С этой целью он рекомендовал воспитывать в молодом поколении трудолюбие, чувство отвращения ко всему тому, что порождает стремление к наживе и богатству, воспитывать чувство любви к свободе и независимости, чувство собственного достоинства. Люди должны ценить дружбу и товарищество, уметь находить в любом человеке, даже самом плохом, хорошие стороны. А. Дониш призывал также уважать человеческое достоинство женщин. Особенно большое внимание он уделял патриотическому воспитанию молодежи, ибо «жив человек тогда, когда он стоит за свою родину и когда он со своим народом».

А. Дониш выступал против деспотизма родителей по отношению к детям и их стремлениям сохранять свое господство над ними и тогда, когда следует предоставлять детям самостоятельность. А. Дониш был пропагандистом передовой русской культуры, науки и искусства. Он призывал к дружбе с русским народом, к изучению русского языка, считал его средством приобщения к передовой русской культуре, выражал свою искреннюю симпатию и любовь к русскому народу и старался в молодом поколении пробудить такое же чувство.

А. Дониш заложил основы просветительного движения в Таджикистане. Вокруг него группировались передовые представители таджикской интеллигенции.

В дореволюционной Чувашии широко было известно имя Ивана Яковлевича Яковлева (1848—1930), много сделавшего для просвещения родного народа. Он родился в бедной чувашской крестьянской семье. Благодаря своей любознательности, блестящим способностям и настойчивости Яковлеву удалось выбраться из деревенской глуши и поступить в Симбирскую гимназию, а затем в Казанский университет.

Еще будучи гимназистом, Яковлев вызвал в Симбирск из своей родной деревни четырех чувашских мальчиков, которых содержал, обучал и воспитывал на свой скудный заработок. Эта небольшая группа его учеников и послужила ядром для ставшей впоследствии известной Симбирской чувашской учительской школы. После окончания университета И. Я. Яковлев назначается инспектором чувашских школ Казанского учебного округа и одновременно инспектором организованной им Симбирской чувашской учительской школы, к тому времени ставшей хорошо организованным учебным заведением. За 50 лет своего существования школа выпустила свыше тысячи квалифицированных чувашских учителей и учительниц.

За время своей педагогической деятельности И. Я. Яковлев разработал письменность для чувашей, положил начало созданию чувашского литературного языка, издал чувашский букварь и разработал методики преподавания русского и родного языков в чувашской школе. Благодаря переводческой деятельности Яковлева грамотная часть населения Чувашии получила возможность читать русских классиков и русскую научную литературу.

Тридцатилетняя инспекторская деятельность Яковлева способствовала развитию сети школ для чувашей Поволжья. Стремясь к тому, чтобы чувашские школы по своему уровню были не ниже русских начальных школ, Яковлев использовал педагогический опыт Ушинского и других передовых педагогов своего времени.

Школы, организованные по системе И. Я. Яковлева, учитывали специфику и потребности чувашского народа. Курс обучения в этих школах был четырехлетним, причем последний, четвертый год обучения имел в виду уравнение знаний учащихся чувашских школ с знаниями учащихся русской трехлетней сельской школы. В этих школах изучались следующие предметы: чувашский язык, русский язык, арифметика, элементы русской истории, пение, садоводство, огородничество, гимнастика, для девочек вводилось рукоделие.

Большое значение придавал И. Я. Яковлев обучению русскому языку на основе учета специфики родного чувашского языка «Букварь для чуваш», выдержавший много изданий, учитывал особенности изучения русского языка в чувашской школе. Первая часть букваря включает в себя чтение и письмо на чувашском языке. Первоначально даются фонетические упражнения с целью приучения детей к звукам русской речи, причем особое внимание уделяется тем звукам, которые не являются сходными со звуками чувашской речи. Далее букварь предусматривает выразительное чтение, сопровождаемое пересказом прочитанного. В основу учебника положены принцип наглядности, сознательности и учет трудности и последовательности.

И. Я. Яковлев занимался преподавательской деятельностью. Он преподавал педагогику и логику, особый интерес проявлял к занятиям по логике. Главное внимание он обращал на вооружение учеников искусством правильно и логически рассуждать, научить думать над отвлеченными вопросами, добиться того, чтобы ученики могли самостоятельно пользоваться полученными знаниями по логике.

В своей педагогической деятельности Яковлев имел постоянную и горячую поддержку со стороны своего личного друга, директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова. Деятельность И. Я. Яковлева была высоко оценена В. И. Лениным, который сказал о нем: «Богатырский был дух у этого человека! Пятьдесят лет тянул к свету свой народ и в каких условиях!»

Таким образом, прогрессивные деятели культуры многих народов, населяющих Россию, проделали огромную работу по просвещению своих народов, воспитанию подрастающих поколений, приобщению национальных культур к демократической культуре русского народа. Они внимательно изучали педагогическое наследие педагогов-демократов, особенно К. Д. Ушинского, перевели на национальные языки произведения выдающихся русских писателей и поэтов, создали учебники русского и национальных языков для национальной школы, воспитали кадры национальной педагогической интеллигенции. Всем этим они заложили прочные основы содружества культур русского народа и многочисленных народов России.