Смекни!
smekni.com

Об имморализме в психологии (стр. 5 из 5)

Негативные последствия нашей зачарованности современной психологией носят духовный характер. Делая упор на нейрохимических основаниях различных форм антисоциального поведения - от алкоголизма до жестокого обращения с детьми до суицида - психологические объяснения нашего поведения очень легко могут привести к элементарному релятивизму и отрицанию всякой личной ответственности. Вопрос: ”Куда же девался грех?”

Впервые поднятый доктором Карлом Меннингером, приобрел небывалую актуальность главным образом ввиду современного состояния психологии. Если православным христианам и предстоит победить свое традиционное недоверие к науке психологии, это не должно произойти за счет недооценки страшной силы греха и умаления нашей личной и общественной ответственности”.

И, наконец, самый болезненный для нашей аудитории вопрос: каково среди всего этого место и роль христианской психологии? Вопрос этот был поднят и активно обсуждался на сайте Сретенского монастыря. Каков же результат обсуждения?

1. Одни верующие психологи утверждают, что не может быть православной психологии, так же как не может быть православной математики или христианской химии.

2. Другие говорят, что ее не может быть в принципе, потому, что вслед за ней может появиться православная астрология и христианская хиромантия. Все это феномен вытеснения своей вины за неправильный профессиональный выбор, формы оправдания себя.

3. Третьи считают, что христианская психология и психотерапия возможны. Эту позицию разделяет, например, католический священник, психолог Адриан Ван Каам и создает школу Трансцендентной Терапии.

Именно он - Адриан Ван Каам - автор идеи о том, что религия и психотерапия со временем сольются в единое целое. Но возникает вопрос, после слияния, что все же получится и что останется - религия или психотерапия? Очевидно, что христианская психология должна будет включить в себя христианскую антропологию, христианскую этику, христианскую аскетику. Но как в итоге будут выстроены отношения между ними? И зачем вообще нужна тогда христианская психология, если уже есть сокровищница христианской антропологии, христианской этики и христианской аскетики?

4. Еще одна позиция. И мы склонны с ней согласиться. Христианская психология должна существовать, имеет право на существование, но сегодня в реальности ее еще нет, ее надо создавать. Какая она будет? Каковы ее цели и задачи? Говорят, что жизнь определяет цели и задачи исследования.

Одна из задач христианской психологии - предотвратить возможность превращения светской психологии в новый идол современной культуры, в новую преграду на пути к Истине.

Одна из задач христианской психологии - защитить человека от манипуляций над ним.

Одна из задач - предостеречь о возможности нанесения вреда душе человека и, прежде всего душе ребенка.

Одна из задач - распространение основного принципа врача “не навреди” и на профессиональную деятельность психолога. Ибо психолог не просто взаимодействует с человеком. Он воздействует на человека. В медицине такое воздействие называется вмешательством, некоторые из которых представляют прямую угрозу для жизни человека. Для каждого православного человека очевидно - В психологии эта опасность больше, чем в медицине. Медицина имеет дело с телом, а психология с душой человека. “ Я ищу не вашего, а вас” (2Кор.12,14) - читаем мы в Евангелии. А нас, наши души Господь может не найди и не по причине того, что Господь этого не может сделать, а по причине того, что мы сами не захотим быть найденными.