Смекни!
smekni.com

Духовно-нравственное образование и воспитание в школе (стр. 2 из 2)

Бессмысленно лечение симптомов: здравие страны и мира немыслимо без восстановления единства обособившихся половинок, без приведения состояния души воспитуемых в согласие с онтологией, с основаниями бытия.

Это – основополагающий принцип воспитания! Необходимо восстанавливать средостение культуры, ее «мозолистое тело» (в архитектонике мозга так называются сгустки нервных путей, связывающих полушария).

Что же фундаментально общее соединяет, а вместе и различает церковную и возвышенную светскую сферы культуры? Это – благодать Божия, единая в сущности, но разная по действиям, различно живущая в людях в соответствии с их духовным состоянием и характером деятельности в данный момент.

Всякую душу она призывает к пиру веры, увлекая сердца красотою небесных истин. «Много званых» (Мф. 20:16; 22:14; Лк. 14:24)! «Всякая душа христианка», – доказал Тертуллиан анализом фразеологизмов язычников. Потому всякая неиспорченная душа в мире тянется к свету Божию. Приоткрывая красоту Божьей истины, призывающая благодать (по слову свт. Иоанна Златоуста) ждет свободного решения воли человека и никогда ее не насилует.

Тех же, кто откликнется на призыв, благодать ведет ко Христу; обручая Ему, дарует залог Духа для уверенности в спасении. В Церкви благодать действует в полноте проявлений («не мерою дает Бог Духа» — Ин. 3:34): просвещает, освящает, преображает, перерождает рождением свыше, усовершает, усыновляет, обоживает.

Начальная же, призывающая благодать, лия свой ободряющий свет на всех людей, берет поводы от красоты и мудрости природы, пронизывает и все сферы культуры от искусства до науки.

«Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления», – наставлял свт. Игнатий Брянчанинов художника Брюллова(3). Великий Глинка признавался святителю, что его душа всю жизнь искала необыкновенно прекрасного, имя чему – Бог. «Вот откуда льется свет», – произнес Гайдн, воздев руки к Небу, когда восторженные овации зала прервали исполнение его оратории «Сотворение мира». «Всякая нота моего Скрипичного концерта продиктована Всевышним», — говорил Бетховен. «Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя» (Л. Пастер). «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию» (М.В.Ломоносов). «Читаю в небе замыслы Бога» (Иоганн Кеплер). «Вседержитель! Мы не постигаем Его… Он велик силою, судом и полнотою правосудия, но мне казалось, что я иду по следам Бога» (Николай Коперник). «Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство!» (Карл Линней) «Глаза и крыла бабочки достаточно, чтобы раздавить безбожника» (Дени Дидро). «Одной рукой исследуй природу, а другою, как за одежду отца, держись за край Божией ризы» (А.М.Ампер). «Все научные открытия допущены Богом, вероятно, с одной целью, а именно: чтобы подтвердить то Божественное откровение, которое дано людям в Библии» (Вильям Гершель). «Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намека об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании… если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» (Н.И.Пирогов).

Вот он, голос художников и ученых, слышавших голос призывающей благодати и откликавшихся на него! И какой глубокий смысл открыла христианская наука в слове «исследование»: «шествие вослед» мысли Божией! По-гречески «шествие вослед» – метод. Ключевое понятие науки! (Его происхождение – неземное: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», говорит Господь – Ин. 8:12).

Призывающая благодать Божия – последнее, самое сокровенное содержание творений серьезного (прекрасного) искусства, науки и всех проявлений светской культуры.

Призывающей благодати удобно действовать и в школе, в предметах всех циклов, если они не омрачат себя ложью. Действие благодати здесь ограниченнее, чем в Церкви. Даже и ассистируя Церкви, школа не может довести человека до последней цели спасения в святости, но сила призывающей благодати, если школа ее не оттолкнет, сделает ее важным средством воспитания.

Педагогический репертуар — насколько он целостен?

При первом взгляде на структуру школьных предметов бросается в глаза отсутствие смыслоносной сердцевины. Ведь ни математика, ни естественные и общественные науки, ни художественная литература и искусства не дают всецелого смысла жизни, хотя могли бы служить ему.

Образование, ставшее всадником без головы, заставляет вспомнить пламенные слова Ушинского, почитавшегося, хотя и лицемерно, даже советской педагогикой: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди… Мы считаем удобным выразить вообще желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным…православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения». «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ»(4).

Поистине безбрежно число высказываний о Евангелии как источнике и смысловом ядре культуры, принадлежащих самым видным ее деятелям. Приведем все же три мнения. «Слова Библии наполняют меня удивлением, святость Евангелия говорит моему сердцу. Взгляните на книги философов, как они ничтожны против Библии. Возможно ли, чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук человеческих?» (Руссо) «Есть книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицей народов <…> Книга сия называется Евангелием — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному влечению» (Пушкин). «Есть книга, в которой сказано все, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги... Основание Евангелия — откровение истины посредством любви и благодати» (Белинский).

Центральности Книги книг, лучащейся призывающей благодатью («дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» — Лк. 4:32), соответствовал школьный предмет «Закон Божий», вверенный священникам: благодатью священства открывалось богатство Писания. Ведь «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20-21). Ни один малыш не ставит себе жизненной цели: вырасту большой — стану продажным писакой-журналистом или вором в законе... Такое невозможно и помыслить, ибо это равносильно духовной смерти. Кто произнесет в себе: «стану духовным мертвецом»? Однако духовная смерть неминуемо настигает не противящегося греху. Обманул мальчик маму – душа стала грязнее и дальше от чистейшего Бога. Начал покуривать, ругаться черным словом – еще дальше. Духовные интересы бледнеют, становятся чуждыми и далекими, как планета Плутон... Кто раскроет школьнику детально изученную православной аскетикой страшную логику отрицательной свободы, развития греха, толкающего в объятия духовной смерти? Священник, ведущий Закон Божий. Если же школьников бросают на произвол судьбы в море соблазнов, личная апостасия гибнущих детей сливается со всеобщей апостасией. Не подать сейчас руку помощи школьнику – значит предать его на мучительную духовную смерть.

Нарушение смыслового единства культуры — и в отдельных предметах. Боговдохновенные церковные творения изгнаны из них. К литературе школа бесцеремонно отнесла лишь светские произведения. Великая ошибка! Как обойтись школе, например, без Иоанна Златоуста?! А без псалмов?! Какую меру отсчета получит лишенный основ ребенок? Свое глупое самомнение? Зачем же обрекаем его на «смертельную блевотину» (показательное название отечественной рок-группы)? Зачем толкаем в пропасть наркомании? Безумное начало духовно-нравственного растления вызвало системный кризис человечества, приблизив конец истории. Уродливая светская однобокость, проявляющаяся в духовной выщербленности всех школьных предметов, – прискорбный факт современной жизни и антикультурной культуры.

Как вернуть им красоту, восстановив в каждой из дисциплин согласие двух сторон культуры?

Список литературы

1.Св. прав. Иоанн Крондштатский. Моя жизнь во Христе.– Спб,1893.т.1. с.7.

2.В.А.Жуковский. ПСС в 12 т.т.11– Спб1902,с.25.

3.Епископ Игнатий (Бренчанинов). Письма о подвижнической жизни. Париж-Москва.1995,с.221-222.

4.К.Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании.– Спб. 1894,с.27-28,49.