Смекни!
smekni.com

Современные проблемы содержания образования (стр. 4 из 5)

3. Сквозная тема - видение сущностных и исторических связей церковного и светского искусства в Новое и Новейшее время: светской музыке ничего невозможно выразить высокого и духовного без актуализации связей с церковной музыкой (и анализ способен это выявить). Также и в искусстве публичного слова: гомилетика (учение о проповеди) преобразила светское слово, тогда как риторика, отдалившаяся от нее в XVIII веке, тут же выродилась в хвастливо-виртуозную, но духовно пустую форму, потеряла глубину… и стала бранным словом! Единство церковного и светского выявляется и в вербальном языке. Фонвизин, с малолетства навыкший чтению церковных молитв на богослужениях и от младенчества усвоивший церковнославянский язык, утверждал, что "без него и русский язык понять невозможно". Человек без знания исторической глубины русского языка - некультурный человек (здесь, кстати, корень особо теплого единства славянских народов: в XXI веке, как и тысячу лет назад, богослужение в Сербии и Болгарии, Белоруссии и России совершается на церковнославянском языке в одних и тех же словах и грамматике). Мысль о неотторжимости русского языка от церковнославянского многократно исповедовали писатели и выдающиеся деятели русской культуры. "Как в разговорном, так и в письменном русском языке все духовно-содержательное, все вдохновенное, возвышенное и патетическое как-то неосознанно, само по себе требует своего выражения на церковнославянском… - и тут же все становится строгим и торжественным, чувствуется переход в состояние более высокого измерения, и душа начинает колебаться, тронутая далеким молитвенным звуком" (4. 454-455).

По мнению выдающихся деятелей русского зарубежья, орфографическая реформа, подобно всем прочим деяниям большевистской власти, главной целью имела убить русский народ, отрезав его от могучей православной традиции, а тем самым разрознить и славянские народы.

4. Эпохальные стили, каждый из которых имеет свою генеральную задачу: барокко с его принципом аффекта (чувства, заключающего в себе вечную идею) и принципиальной одноаффектностью развертывания (ибо превзойти вечность невозможно); классицизм с его открытием эффекта музыкального развития, заключенного в "магический кристалл" ясно схватываемой формы; романтизм XIX века с его новой мировоззренческой основой - недовольством миром и противостоящей ему грезой; его родной брат - западный реализм (недовольство без великих дерзновений мечты, как бы "сдувшийся" романтизм), не имеющий ничего общего с духовным реализмом России, онтологично совестливым в основании; антиромантическая направленность стилевых течений начала XX века; крах модернизма; рождение замешанного на безверии постмодернизма в конце века… Силы, противодействующие разлагающим тенденциям, - в шедеврах.

5. Особенности национальных стилей.

6. Индивидуальные стили - энтелехия, высота и красота своеобразия, открывающая душу стиля.

7. Жанры (силы, возводящие жанры и жанровые системы).

8. Художественная форма, стороны формы.

9. Исполнительское искусство, представление об интерпретации теоретической и исполнительской как сущностной стороне искусства. Понять - значит продолжить: ни один из гениев не приписывал красоты себе, но относил ее ко Всевышнему. А кто положит Ему предел? "Искусство не знает пределов - и кто же может достичь вершин мастерства?" - восклицал 40 веков назад египетский вельможа Птахотеп. Не тем более ли - искусство христианской эпохи?! Содержание шедевра неисчерпаемо, ибо в его сердцевине - неисчерпаемость мысли Божией.

10. Деятельность слушателя (ученика в частности), когда он вместе с композитором и исполнителем (а также и интерпретатором-педагогом) устремлен в бесконечность красоты. Его правильно воспитанный, нерастленный слух есть орган поиска неземной красоты. Искомой и обретаемой красотой он осветляет свою душу.

Сердцевиной всей этой предметной сферы внимания являются сами шедевры искусства. Все перечисленные выше предметы внимания не помимо них, но через них - на ладони анализа. (6)

Духовно-нравственные основы воспитания гражданина

Важнейшую роль в народном и национальном воспитании играет изучение отечественной истории. "Душа русского человека, - писал И.А. Ильин, - должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял в себя все прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории… При этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: националистического самомнения и всеобъемлющего самоуничижения. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История учит духовному преемству и сыновней верности: а историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание" (3. 206-207).

В истории своего народа следует увидеть особую логику, история народа священна. Его взлеты и падения зависели и зависят от того, как народ ходит перед очами Божьими, как выполняет Его законы и заповеди. Необходимо сопоставить духовную жизнь народа и ее земное проявление. Тогда мы увидим, что все лишения, скорби и испытания были попущены народу для вразумления и исправления в те моменты, когда он отпадал от Бога или восставал на Него. Благополучная жизнь, расцвет культуры и науки являются следствием возвращения народа на путь Богоугождения и сопровождают расцвет духовной жизни.

Ребенок должен знать и ценить территорию, на которой проживает его народ. "Русский ребенок, - по словам И.А. Ильина, - должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли и что территория необходима ему, как солнце и воздух. Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом. Национальная территория не есть пустое пространство "от столба до столба", но исторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент; так, как крестьянин знает и любит свою землю" (3. 207).

Каждый из нас является членом, гражданином Российского государства. Дети и молодые люди должны осознать духовную сущность государства. "Государство в его духовной сущности, - писал И.А. Ильин, - есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания… Государство совсем не есть "система внешнего порядка", осуществляющаяся через внешние поступки людей. Оно совсем не сводится к тому, что "кто-то написал", "подписал", "приказал"; что "какие-то люди куда-то пошли", "собрались", "говорили", "кричали", "не давали друг другу говорить", "решили"; что "массы народа скопились на улице"; что "собрание было распущено полицией"; что "начали стрелять", "убили стольких-то", "посадили в тюрьму стольких-то" и т.д., и т.д. Словом: внешние проявления политической жизни совсем не составляют самую политическую жизнь; внешнее принуждение, меры подавления и расправы, к которым государственная власть бывает вынужденной прибегать, совсем не определяет сущности государства… На самом деле государство творится внутренне, душевно и духовно; и государственная жизнь только отражается во внешних поступках людей, а совершается и протекает в их душе; ее орудием, или органом, является человеческое правосознание. Разложение государства или какого-нибудь политического строя состоит не просто во внешнем беспорядке, в анархии, в уличных погромах, в убийствах и сражениях гражданской войны. Все это - лишь зрелые плоды или проявления уже состоявшегося внутреннего разложения. Люди "не видят" этого внутреннего разложения; тем хуже для них, тем опаснее для государства. Люди не умеют ни понять, ни объяснить, ни побороть эту душевную смуту, этот духовный распад; тем фатальнее будут последствия… Истинное государственное настроение души возникает из искреннего патриотизма и национализма и есть не что иное, как видоизменение этой любви. Здоровая, государственно настроенная душа воспринимает свою родину как живое правовое единство и участвует в этом единении своим правосознанием; это значит, что гражданин признает государство в порядке добровольного самообязывания и называет его "мое государство" или "наше государство" (3. 234-236).

Воспитание гражданина более всего связано с духовно-нравственными основами жизни человека. Безнравственные, честолюбивые люди, карьеристы и демагоги, властолюбивые авантюристы и преступники не могут быть опорой государства. Государству нужны не политиканствующие граждане, раскалывающие общество на партии и фракции, - ему нужны государственные деятели, для которых благополучие России и ее народа стоят на первом месте. По словам Ильина, государство есть "организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками" (3. 238).