Смекни!
smekni.com

Особенности общения в подростковом коллективе (стр. 6 из 7)

Однако многих такое общение не удовлетворяет. Сами юноши и девушки эту неудовлетворенность если и осознают, то объясняют по-разному. От простого «скучно» до достаточно осознанного «не та компания».

Каждый человек, входящий в какую-нибудь компанию, может не только чувствовать удовлетворение от ее жизни или неудовлетворение, но и испытывать в связи с этим самые разные переживания. Порой очень серьезные, даже трагические. Особенно когда компания не устраивает, а другой нет. Или понятно, что «пора вязать», а сил не хватает, а то и просто живет в человеке уверенность в невозможности сменить компанию.

Многие подростки недовольны своими компаниями. Это не значит, что они всегда рвут с ними из-за этого. Им хочется чего-то другого. Чего? Это не всегда понятно и им самим. На самом деле это «что-то» - стремление к отношениям более глубоким, бескрайне доверительным, даже интимным. Одним словом стремление к идеальной дружбе.

Ответ на этот вопрос дают сами подростки. В ряде массовых исследований ребят подросткового возраста просили дописать незаконченное предложение: «Друг и приятель - не совсем одно и то же, так как...» Большая часть отвечавших (до 65%) подчеркивали, что дружба отличается от приятельства в первую очередь откровенностью, доверительностью, «Друг знает о тебе все...», «С приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу», - писали они.

Дружба - отношение значительно более избирательное, чем приятельство. Если приятелей часто бывает несколько, а то и много, то друзей у большинства - одни, два, от силы три.

Доказательством этого перед нами предстает следующее письмо:

«Друг - это навсегда.

Он не предаст,

Он не обманет,

Моя беда - его беда.

Моя победа - общей станет».

(Дима Б., 16 лет)

Глубинный смысл поиска дружбы в подростковом возрасте тесно связан с поиском именно защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, свое место в мире, свое будущее.

Об этом говорят и результаты массового анкетирования, в котором старшеклассники на первое место среди разных разговоров с друзьями ставят обсуждение «личных дел» (своих и друга).

Затем по убывающей идут такие темы, как «взаимоотношения людей», «свое прошлое», «планы на будущее», «взаимоотношения юношей и девушек», «отношения с товарищами», «отношения с родителями», «свое развитие» (физическое и интеллектуальное).

Потребность в понимании себя другими стремительно растет в подростковом возрасте. У девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональных советов друг другу и т. п. Главным образом понимание - это эмоциональное сочувствие, сопереживание, принятие твоих взглядов («понимает с полуслова» и т. д.), тебя самого в целом.

Из письма: «...Спорим так, что жарко становится. Разумеется, каждый имеет свое мнение, но считается и с общим. И почему-то, когда уже нужно разойтись, медлим, как будто нас удерживает что-то невидимое, но сильное. Это сила понимания».

Да, с друзьями обсуждаются наиболее волнующие и сокровенные темы.

Стремление к дружбе предполагает поиск идеального друга, но в реальной жизни достичь подобного идеала весьма сложно, если вообще возможно. И не только потому, что даже самый близкий друг все-таки не наше, «другое Я», а вполне самостоятельный человек, со своими взглядами и т. д., которые не всегда могут совпадать с нашими.

В дружбе человек учится особым человеческим отношениям - глубоко интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя эту «школу», он часто бывает не готов к другим видам человеческой близости - любви, семейным привязанностям.

Друг в подростковом возрасте - не только доверенное лицо. Само его наличие помогает ощутить свою нужность кому-то, защищенность, уверенность в себе и своих силах.

Друг - источник высокого самоуважения, ибо от него, как правило, ждут (и часто получают) оценку своих качеств, поступков, себя как личности в целом, которая намного важнее (а чаще и выше), чем оценки всех остальных людей.

Дружба как бы зонтик, укрывшись под которым можно приобрести и сохранить тот «образ Я», который в наибольшей мере удовлетворяет самого человека.

Поэтому к современному подростку, наверное, вполне можно отнести совет Александра Ивановича Герцена «...благословить судьбу, если у вас была юность (одной молодости недостаточно на это); благословить ее вдвое, если у вас был тогда друг» («Былое и думы»).

Интересно мнение Мудрика «о магической цифре 5», которая играет не последнюю роль в подростковых компаниях.

«Каждый хочет, чтобы нас было пятеро», - сказал как-то знакомый девятиклассник,- вспоминает Анатолий Мудрик, - он вроде бы шутил. Но на самом деле был абсолютно серьезен. Разговор шел о его конфликте с товарищами».

Сначала педагог решил, что «пять» - это так, к слову. Ничего не означает, кроме желания, чтобы были товарищи, друзья. Но потом пришло письмо:

«Мне 16 лет, учусь в девятом классе. Нас пятеро: Вадик, два Володи, Эдик, и я. Вадик любит футбол, я люблю стихи, один Володя - радиотехнику, второй хочет стать летчиком. Эдик прекрасно рисует. Всегда мы вместе. Друг друга знаем прекрасно: характеры, привычки, взгляды и т. д.» (Николай С., 10 класс).

А потом писем с цифрой пять стало попадаться все больше и больше, и он стал обращать на них особое внимание. А потом стал расспрашивать, вспоминать, наблюдать на улицах и обнаружил, что «пять» - не случайность. «Не знаю почему,- пишет Мудрик А.,- но очень во многих компаниях юношей или девушек именно пять человек. Может быть, это какая-то магическая цифра для общения старшеклассников?»

Есть много данных о том, что в юношеских компаниях нечетное число членов. Может быть, это потому, что четное число легко разбивается на пары и компания распадается? А нечетный член (пятый, седьмой, девятый) мешает этому и как бы цементирует компанию в целом?

Но, так или иначе, почти все подростки либо входят в какую-нибудь компанию, а то и не в одну, либо мечтают о ней. В одном исследовании большой группе подростков был задан вопрос: «В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили: в плохом отношении к себе товарищей.

Итак, отрочество - возраст сильно развитой общительности. Развита потребность в общении у подростков по-разному. У одних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объем контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. Основная масса подростков располагается между этими двумя крайностями, то есть высоко развитая потребность в эмоциональных контактах сочетается у них со стремлением периодически уединяться для осмысления мира, себя в нем и своих путей в мире [10].

Обычно подросток начинает свой поиск просто с подражания товарищам - подражания самого широкого, плохому и хорошему. Он подражает кому-то одному из товарищей, а иногда сразу нескольким: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Он старается чаще бывать с ними, и всё перенимает у них. Ему нравится в них всё: они обычно бывают и «самые умные», и «самые веселые», и «самые красивые». Словом, у подростка появляется образец, своего рода идеал, ориентирующий и направляющий все его поведение.

Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить - и по-новому взглянуть на себя, оценить себя, А это так важно!

Оценка самого себя - совершенно необходимое условие развития личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам. И не только себя, но и других - и товарищей, и взрослых. Да и на нас, взрослых, он начинает смотреть по-иному, пытливо и критически. Он хочет многое от нас узнать, многому научиться, но он же и судит нас - и очень сурово. Сочувствие, сопереживание, радость, разделенная со сверстниками, одобрение, полученное от равных себе, очень важны подростку: они обогащают его чувства, его внутренний мир [9].

На основании вышесказанного можно сделать вывод: дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений подросткового возраста. Психологическая ценность подростковой дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду подростковых привязанностей.

Заключение

В настоящее врем я как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Методологическая общность подходов к проблеме общения в психологии проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному.

Существует весьма продуктивная попытка интегрировать различные социально-психологические подходы к общению в рамках одной концепции. Г.М.Андреева, характеризуя общение, выделила в нем три стороны, взаимосвязанные между собой:

· коммуникативную (обмен информацией между общающимися);

· интерактивную (организация взаимодействия между общающимися); · перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).

Целью данного исследования было изучение особенностей общения в подростковом возрасте с целью оптимизации воспитательного процесса.

Итак, наше исследование показало, что подростковый возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.