Смекни!
smekni.com

"Возврат в детство" как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри (стр. 2 из 3)

В общем-то, сама мысль о том, что в особых состояниях сознания человек как бы возвращается в детство, не нова. Так, еще в начале века философ О.Вейнингер писал: " Сон и сновидение [ИСС не случайно образно называют "сон наяву" - прим. наше], наверное, имеют нечто общее с нашим состоянием до рождения ". Новым в нашем повествовании является в первую очередь современное физиологическое обоснование этой гипотезы. Показано, что состояние нервной системы человека во время пребывания в измененном состоянии сознания действительно в ряде существенных моментов повторяет состояние, свойственное не для взрослого, а для ребенка раннего возраста. Это доказывается тем, что наблюдаемые изменения биоэлектрической активности мозга у взрослых, находящихся в состоянии ИСС, приближают состояние мозга к состоянию мозга ребенка (Сандомирский, Белогородский, 1997). Еще давно было обнаружено, что у человека, находящегося в состоянии глубокого гипнотического транса, сопровождающегося внушенным "возвратом в детство", восстанавливаются рефлексы, характерные для грудных детей (подошвенный рефлекс Бабинского) и считающиеся у взрослых проявлением болезненного состояния нервной системы. Аналогичные закономерности были показаны известнейшим психотерапевтом современности С.Грофом. Во время проводимых им сеансов т.н. холотропной терапии достигаются ИСС, в которых у людей проявляются неврологические рефлексы, характерные для переживаемого ими детского возраста (например, при прикосновении к губам - сосательные движения, как у грудного ребенка).

Интересно отметить, что появление во время ИСС описанного выше аномального подошвенного рефлекса является наглядным примером регрессии, "возврата в прошлое" не только в возрастном, но и в эволюционном аспекте. Дело в том, что этот рефлекс, который отсутствует у взрослых здоровых людей - сгибание пальцев стопы при проведении твердым предметом по наружному краю подошвы - в то же время являяется нормальным явлением как для грудных детей, так и для наших эволюционных предшественников-приматов. В сущности, это аналог хватательного рефлекса, только на ногах. Видимо, когда-то давным-давно нашим "четвероруким" предкам было так удобно цепляться ими за ветки... Появление же "обезьяньего" рефлекса у взрослых людей во время ИСС обьясняется известной теорией Х.Джексона: выключение (в данном случае кратковременное) эволюционно молодых нервных центров приводит к активизации более древних отделов. В этом, как подчеркивал невролог Л.Бадалян, проявляется растормаживание древних форм реагирования - как бы обратный ход эволюции.

Тем самым, находясь в ИСС,человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕХОДИТ В СОСТОЯНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ БОЛЕЕ РАННЕЙ СТУПЕНИ "ЭВОЛЮЦИОННЙ ЛЕСТНИЦЫ". Это - один из возможных механизмов снятия стресса, психологического напряжения как противоречия между социальной и биологической природой человека.

С практической психокоррекционной точки зрения, необходимо учитывать, что "возврату в детство" - вхождению в транс помогают ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, изменить состояние сознания: - Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу, помогая тем самым отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего. - Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом, заставляя внимание следовать за собой, а также помогая направить его в определенные участки тела. - Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу, помогая ему погрузиться в состояние покоя.

При этом необходимо также учесть, как изменяются в состоянии транс взаимоотношения полушарий. Дело в том, что с учетом асимметрии полушарий их взаимное уравновешивание выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность. Противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активируется. Иначе говоря, в типичном случае - у правшей, необходимо снизить активность левого, "сознательного" полушария и повысить - правого, "подсознательного".

Отметим заодно, что в состоянии стресса межполушарная асимметрия может, напротив, усиливаться. Причем до такой степени, что это даже становится заметным внешне, по походке человека, по его жестам. Происходит это еще и потому, что при стрессе может возникать разобщенность полушарий мозга, когда они перестают согласовывать свои мнения и действия. От того-то в стрессовой обстановке человек действует зачастую импульсивно и необдуманно.

Как добиться углубления транса, как помочь временному уменьшению активности доминантного полушария? Очень просто: путем подавления его специфической функции - речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее - остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас внутреннего диалога, так называемая "ментальная пауза", или "внутренняя тишина". (Кстати, аналогичный подход применяется при обучении технике быстрого чтения. Это типичный пример повышения возможностей человека за счет использования резервов подсознания). И тогда "речевое" полушарие, лишенное на время привычной работы и не зная, чем себя занять, на время вынужденного "безделья" успокаивается. Активизации же правого полушария помогает сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, к примеру, связанных с дыханием - ведь оно теснее связано с восприятием информации от внутренних органов, чем левое. Также помогает этому и музыка. Ведь восприятием музыкальных мелодий "заведует" правое полушарие, музыка его активирует, как бы "подпитывает" энергией. Музыка может гармонизировать отношения между полушариями - особенно медитативная.

Так, в единстве и борьбе полушарий, возникает транс. Вернее, и возникает, и "живет", углубляясь, идя дальше в глубины подсознания. Ведь транс - это не просто состояние, а процесс, который развивается по своим законам. По нашему опыту, углубление транса обычно происходит в определенной последовательности, постепенно захватывая все новые области сознания, в полном соответствии с представлениями о структуре сознания выдающегося отечественного невролога В.М.Бехтерева. Это значит, что в процессе протекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины:

1. Изменяется ощущение тела.

Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, "протекания энергии". Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера - легкости, невесомости, вплоть до ощущения "растворения" тела. При этом также часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела. Это означает, что в нашем восприятии как бы деформируются привычные рамки собственного тела: изменяются привычные размеры, привычные пропорции, соотношения между частями тела. Может возникать ряд весьма необычных ощущений: от "удлинения" конечностей или шеи, их "мягкости" до возможности ощутить свое тело... бестелесным "сгустком энергии".

2. Изменяется восприятие времени.

Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают, как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды "внешнего", реального времени во "внутреннем" времени проходят часы, дни, а то и годы (помните, как люди успевали вспомнить и пережить заново всю свою жизнь за краткие мгновения свободного падения). В то же время внутренние "биологические часы" продолжают идти, не сбиваясь со своего размеренного ритма, что позволяет человеку заранее "запрограммировать" время своего пребывания в состоянии транса.

3. Изменяется восприятие окружающего пространства. Для человека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами ("не существует ничего вне моего тела - ничего, кроме моего собственного "Я", как центра Вселенной"), то расширяться до бесконечности ("мое "Я" - лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности"), то "надвигаться" на него, то "отступать", либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом. Изменяться может не только восприятие пространства, но и ориентация в нем, или, как принято говорить, нарушается ориентация человека в месте своего нахождения - изменяется, а то и совсем пропадает, когда человек на время забывает об этом пресловутом месте, "выпадает" из него. Прибегая к физической аналогии, хотя и в большой мере условной, можно представить, что человек как бы выходит за границы нашего привычного трехмерного мира, попадая в четвертое измерение.

4. Изменяется восприятие собственной личности. Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов - "ступенек" углубления транса наше "Я" оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства. Вначале наше "Я" может наблюдать за происходящим как бы со стороны - ощущение "мыслящей точки", или "стороннего наблюдателя". В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией. Именно этот сдвиг восприятия собственного "Я", погружение внутрь своего "Я", позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы со стороны, и дает нам возможность действительно познать и ИЗМЕНИТЬ себя - добиться личностной трансформации. Итак, мы подробно рассмотрели измененные состояния сознания, представляющие собой неспецифический, универсальный инструмент психотерапии. Независимо от терапевтического метода и специфики создания измененных состояний созанния, которые могут иметь различную продолжительность - от минут (психоанализ, гештальт, психодрама и др. методы, в которых основная коммуникация психотерапевта с пациентом проходит в обыденном созаннии) до часов (напр., сеансы холотропной терапии по Грофу), - сам эффект психокоррекции, интеграции сознания и подсознания, обучения на подсознательном уровне происходит именно в измененом состоянии, так как только в нем, в отличие от обыденного состояния, такие изменения возможны.