Смекни!
smekni.com

Программа по литературе 10—11-е классы. Профильный уровень (стр. 2 из 6)

Ни один из этих уровней художественного восприятия не реализуется в чистом виде. Тем не менее современное преподавание литературы учитывает все названные его типы, что позволяет реально осуществлять в школе разноуровневый подход к учащимся.

Проблемное восприятие произведения, анализ его художественного своеобразия будут способствовать формированию мотивации к чтению и расширению читательского опыта ученика, его продвижению на новый уровень восприятия произведения.

Настоящая программа литературного образования может быть адаптирована к каждому уровню восприятия; вместе с тем, определив “зону ближайшего развития” ученика (принцип Л. С. Выготского), учитель может адаптировать её и к каждому старшекласснику.

III. Содержание программы

1. Содержание программы историко-литературного курса профильной школы определяется принципом научности. Программа представляет целостную и объективную картину мира русской литературы XIX и XX веков в контексте истории и истории культуры и во взаимосвязи с традицией. Вопросы периодизации решаются в программе на современном уровне.

Отбор художественного материала, рассматриваемого в программе, осуществляется с учётом следующих идей:

литература в старших классах школы изучается интенсивно, а не экстенсивно;

курс литературы для старших классов гуманитарного профиля строится на максимально углублённом изучении небольшого числа произведений.

Такое изучение предполагает всестороннее рассмотрение языка произведения (от звука и стиля до своеобразия собственно художественного языка и стиля), содержательности его художественных форм и, наконец, своеобразия мировоззрения писателя, воплотившегося в художественном мире изучаемого произведения, в традиционности и художественном новаторстве этого произведения.

Вместе с тем курс литературы строится на разумном сочетании анализа отдельных, наиболее сложных художественных произведений и материала, знакомящего учеников с историко-литературным, историко-культурным и историко-социальным контекстом (для такого знакомства используются биографический очерк, историко-литературные очерки, очерки литературных нравов, знакомство с литературной критикой, фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов).

Реально это приводит к тому, что даже при углублённом изучении программа не превышает значительно содержательный минимум по предмету.

Ученики, изучающие литературу углублённо в классе, получают возможность свободное время истратить на продуктивное и самостоятельное чтение того, что выберут сами. Вместе с тем круг чтения школьников, выстраиваемый учителем, может расширяться за счёт проектной учебно-исследовательской деятельности.

2. Перегрузка программы переводными произведениями рассматривается как нерациональная. Вместе с тем курс литературы для старших классов профильной школы может дополняться элективным курсом, в котором рассматриваются контекстуальные связи русской литературы с зарубежными литературами, или специальными курсами западноевропейской или мировой литературы. В профильных школах с углублённым изучением иностранных языков целесообразно сочетать настоящий курс русской литературы с элективным курсом, в котором школьникам предлагается чтение художественных произведений иностранной литературы в оригинале.

3. Литература последних тридцати лет рассматривается как необязательная для изучения, так как она ещё не вполне является фактом научной истории литературы. Вместе с тем по усмотрению учителя она может стать предметом историко-критического изучения.

Историко-литературные принципы организации содержания программы

1. Содержание программы — отбор, последовательность и глубина изучения литературного материала — определяется современным состоянием историко-литературных представлений о значимости тех или иных произведений в общей картине культуры рассматриваемой эпохи.

В настоящей программе историко-литературный материал используется для комментирования различных аспектов изучаемых произведений и некоторых вопросов биографии автора, а не для создания полной историко-литературной картины. Таким образом, историко-литературные сведения служат задаче глубокого понимания отдельного художественного произведения.

Сама по себе достаточно полная картина истории литературы требует привлечения существенно большего объёма сведений, чем обычно самостоятельно располагает школьник.

При ином подходе к изучению истории литературы школьный курс литературы превратится в лекционный курс, а ученики — в слушателей.

2. Любая научная периодизация историко-литературного процесса является достаточно условной и схематичной: очевидна искусственность определения границ между романтизмом и реализмом (это касается как творчества отдельных писателей, так и литературного процесса в целом). Условна и периодизация литературы XX века: так, более двух десятилетий ведущие учёные России и зарубежные слависты спорят о том, каковы рубежи литературы Серебряного века.

В связи с этим приоритеты настоящей программы распределяются следующим образом:

на первом плане оказываются важнейшие литературные произведения и главные литературные фигуры, определяющие своеобразие историко-литературного процесса;

представления школьников о литературном процессе в целом складываются не благодаря построению жёсткой историко-литературной периодизации, а на материале анализа литературного материала, который рассматривается в его связях с современностью и литературной традицией;

одновременно школьники знакомятся с представлениями о характере историко-литературного процесса, сложившимися в литературоведческой науке.

Принципы подачи теоретико-литературного материала в программе

Во всех действующих программах и учебниках теоретико-литературным понятиям уделяется серьёзное внимание. Это связано с тем, что в последние десятилетия преподавание литературы в школе базируется на анализе литературного произведения, и содержательность художественных форм перестаёт игнорироваться школьным литературоведением.

В настоящей программе изучению теоретико-литературных понятий также уделяется существенное место.

В процессе изучения курса активно используются те теоретико-литературные понятия, с которыми школьники познакомились уже в основной школе.

На этапе обучения в средней профильной школе старшеклассники знакомятся и с новыми теоретико-литературными понятиями. Так, вводятся понятия “реминисценция” и “аллюзия”, необходимые при изучении связей литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом и литературной традицией.

Вместе с тем в настоящей программе теоретико-литературный материал рассматривается не как специальный предмет изучения, а как инструмент для понимания литературно-художественного произведения. Таким образом, характер знаний по теории литературы оказывается операционным.

Десятый класс

Повторение

А. С. Пушкин. Личность и творческий путь. Принципы периодизации. Эволюция гражданских мотивов, философских мотивов и принципов изображения природы (от «ВоспоминанийвЦарскомСеле» до «Вновьяпосетил. . . », от «Вольности» до «ПираПетра I»). Эволюция жанровой системы пушкинской лирики (от Пушкина — ученика элегической школы Жуковского, Батюшкова до Пушкина 1830-х годов), разрушение жанровых границ. «ЕвгенийОнегин» как этап творческой эволюции поэта. Способы создания “поэзии действительности” (точки зрения, детали бытовой и духовной жизни эпохи, литературные параллели и другие). Темы частной жизни, истории и судьбы в творчестве Пушкина 1830-х годов («Капитанскаядочка», «МедныйВсадник», «ИзПиндемонти»).

М. Ю. Лермонтов. Традиции пушкинской лирики в лирике Лермонтова («Пророк», «Узник», «Кинжал», «Демон»). Единство романтической личности лирического героя Лермонтова.

«Геройнашеговремени». Принципы композиции первого психологического романа (система точек зрения и другое). Особенности изображения Востока и Запада в романе. Отличие героя романа от героя лирики Лермонтова. Критика “романтической личности” в образе Печорина.

Историко- и теоретико-литературные понятия

Закрепляются и углубляются представления о творческом пути писателя, о лирическом герое, “точке зрения” в произведении, о поэтических жанрах, романе и повести, о своеобразии сюжета и композиции, об особенностях повествования, о литературной традиции и новаторстве, о художественном стиле писателя.

Н. В. Гоголь. Эволюция гоголевского творчества (от «ВечеровнахутореблизДиканьки» до «Мёртвыхдуш»). Значимость сквозных мотивов в творчестве Гоголя для понимания поздних произведений. Эволюция мистико-фантастического взгляда на мир (от беззаботной сказочности «Вечеров» к распаду мира в «Петербургскихповестях»; соединение того и другого художественного взгляда в «Мёртвыхдушах»). Принципы создания многозначности отдельных образов и в целом произведений Гоголя: соединение абсурда с трагизмом, комического с драматическим и так далее. Особенности образов России, русского языка, национального характера в сложном художественном мире гоголевских произведений. Использование художественного пространства для создания фантастического, абсурдного, гротескного (Петербург, в том числе Петербург в «Повести о капитане Копейкине»). Гоголевская деталь: на первый взгляд избыточные и случайные детали и их постепенное складывание в целостную систему на протяжении произведения; вещь и человек, живое и мёртвое, бытовое и философско-символическое.