Смекни!
smekni.com

О снах (стр. 4 из 5)

Ваш Источник Снов — очень творческая натура, он может помочь вам в самых разных делах. Надо сказать, что идея многих изобретений и художественных произведений возникла именно во сне. Элиас Хау, создавая конструкцию швейной машины, уже готов был отчаяться, и вот однажды во сне он увидел иголку с ушком внизу, а не вверху или в середине, как в тех моделях, которые работали плохо.

Август Кекуле не находил себе покоя, разгадывая формулу молекулы бензола. В ней явно не хватало атомов водорода, чтобы компенсировать валентность шести атомов углерода, расположенных по прямой линии (так изображались тогда формулы органических соединений). Он заснул. «Атомы мелькали у меня перед глазами... извивались как змеи... одна из змей схватила собственный хвост, и этот образ начал неотступно вертеться в моей голове... Как будто от вспышки света я проснулся: весь остаток ночи я работал над следствиями, вытекающими из этой гипотезы. Давайте учиться видеть сны...» Вот так Кекуле пришла идея представить формулу бензола в виде кольца, что положило начало химии красителей и фармацевтических соединений-

Раймонд де Бекер приводит множество примеров творческих снов. Нильс Бор «увидел» свою знаменитую модель атома в сновидении о планетах, вращающихся вокруг Солнца. «Божественная комедия» Данте, вторая часть «Фауста» Гете, «Кубла хан» Кол-риджа были навеяны снами. Под влиянием снов творили Моцарт, Шуман, Вагнер, Толстой, По, Сен-Санс, Ван Гог, Гейне, Вольтер, Лафонтен.

Отто Леви получил Нобелевскую премию за открытие, которое было результатом двойного сна. Он бился над загадкой механизма, с помощью которого нервная система регулирует сердечные сокращения. Ему приснилось, что он открыл принцип воздействия химических веществ на нервную систему. Ученый очнулся, сделал некоторые записи и опять заснул. Но, увы! Утром он не смог разобрать то, что записал. На следующую ночь он спал тревожно, но в середине ночи ему начал сниться тот же самый сон. На этот раз ученый не стал полагаться на записи, а встал и прямиком отправился в лабораторию, чтобы начать эксперимент.

Я открыла для себя эту возможность просить у Источника Снов прислать сон с ответом на какой-то вопрос, когда мне было тринадцать лет. Может быть, это произошло потому, что на мою долю в то время пришлось очень много взрослых обязанностей и не с кем было посоветоваться. Поэтому я очень удивилась, когда через несколько лет узнала, что метод произвольного вызывания сновидений с древнейших времен почитался в Греции, Риме, Египте, Китае, Иране и Индии.

Начиная с шестого века до нашей эры и по шестой век нашей эры, в Греции и Риме практиковали МЕТОД ИНКУБАЦИИ СНА, когда люди уходили в священные места, чтобы получить от Бога нужный им сон. Человек мог попросить о божественном совете по поводу кладки камня, средства от бесплодия, диагноза и лечения любой болезни. Он направлялся в один из многочисленных храмов Эскулапа, там вместе со жрецами участвовал в молитвенных песнопениях, воздерживался от вина, женщин и той пищи, которая, как считалось, препятствует появлению сновидений, совершал ритуальные очистительные омовения. Затем, получив первое божественное приглашение ко сну, он проводил ночь, лежа на окровавленных шкурах принесенных в жертву овец и быков в компании извивающихся (хотя и неядовитых) священных змей храма. Совершенно неудивительно, что человеку снился полный значения сон. Происходило множество исцелений. На каменных колоннах, найденных в Эпидавре, сохранились надписи о семидесяти больных и сновидениях, с помощью которых' они излечились. Если страждущему снился непонятный сон, он мог пойти к одному из местных толкователей сновидений. В древнеегипетском городе Мемфисе над дверью одного из таких толкователей висела следующая табличка: «ТОЛКУЮ СНЫ. МАНДАТ ВЫДАН САМИМ ГОСПОДОМ БОГОМ».

Один современный психолог возродил обряд инкубации сна. Это — Генри Рид. Он не обращается с призывом ко всем желающим, а ждет лишь тех, кто сам ищет его помощи. Так же как в свое время храмы принимали только тех, кто во сне получил на то специальное указание от Бога.

У мусульман сохранилась традиция использования вызванных сновидений. Этот обряд называется «истиквара», и совершается он не в храме. Человек, стоящий перед трудной проблемой, вначале читает особую молитву по завету Мухаммеда, а затем ложится спать в ожидании сна, который ответит на его вопрос или подскажет решение проблемы. Так поступает путешественник, отправляясь в дорогу, писатель, прежде чем начать писать книгу, государственный деятель перед принятием важного политического решения. Утверждают, что премьер-министр Ирана Мохаммед Мосаддык в 1950 году решил национализировать англо-иранскую нефтяную компанию именно после такого сна. Явившийся ему во сне сияющий дух сказал: «Не время спать, восстань и разорви цепи, сковавшие народ Ирана».

Сновидения и индивидуация

ИНДИВИДУАЦИЯ — термин, введенный К.-Г. Юнгом для описания процесса, посредством которого человек становится уникальным существом, становится самим собой, тем, кто он есть на самом деле. Чтобы этого достичь, нужно действовать в двух направлениях.

Во-первых, вы должны избавиться от фальшивых одежд ПЕРСОНЫ (термин, также введенный Юнгом для обозначения внешнего социального фасада, ролей, которые играет человек). Многие упражнения и идеи, уже рассмотренные нами в этой книге (ведение дневника, вечерний обзор, субличности, упражнение по разотождествлению, самонаблюдению и в особенности, гештальтметод работы над снами), помогут вам отличить свою САМОСТЬ (того, кем вы на самом деле являетесь) от социальных ролей, исполняемых вами в жизни.

Во-вторых, необходимо прийти к соглашению с исконными образами (или архетипами) КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, чтобы они больше не могли влиять на ваше поведение. Это те мифы и символы, которые, согласно Юнгу, универсальны для всех людей независимо от культуры и исторической эпохи. В отличие от личного бессознательного, содержание которого первоначального осознавалось, но потом было забыто или вытеснено, содержания коллективного бессознательного никогда не были сознательными и приобретены человеком не в ходе личного опыта, а получены как родовые качества. Вот примеры архетипических образов: ВЕЧНОЕ ДИТЯ, ВЕДЬМА, МАТЬ, ГЕРОЙ, и т.д. Причем человек может видеть во сне мифологическую фигуру, о которой не имеет никакого представления. Например, на моих занятиях, посвященных снам, одна женщина рассказала сон, персонажем которого была учительница по имени Минерва. Рассказчица, как выяснилось, ничего не знала о мифологии, но дальнейший анализ этого сна обнаружил, что она ожидала от меня большой мудрости как от педагога.

Психоаналитики юнгианского направления чаще всего у зрелых и пожилых людей выделяют особые сны, в которых проявляются различные этапы процесса индивидуации. Начало такого процесса обычно отмечено снами о наводнениях, землетрясениях, катастрофах и т.п. явлениях, символически отражающих начавшуюся трансформацию психики.

Затем появляются сны о ТЕНИ. Тенью Юнг называл темные стороны конкретного человека и человеческой природы вообще, которые он отвергает и отказывается признавать в себе. В снах эти отвергаемое особенности или свойства проецируются на другого, которым часто становится «черный человек». Юнг был убежден, что всем нам очень важно вновь признать своей эту универсальную тень. По свидетельству его биографа Лоренса Ван дер Поста, Юнг утверждал:

«Человек, который перестает приписывать свою тень ближнему, а открывает ее в себе и примиряется с ней, как мирится с отвергнутым когда-то братом, — такой человек совершает работу великой, всемирной важности.»

Преследование нацистами евреев, дискриминация чернокожих — два отвратительных примера непризнанной тени, нашедшей свой выход на национальном уровне..

Понятие тени вовсе не является открытием двадцатого или девятнадцатого века. Еще Платон в сочинении «Республика» писал: «Даже в самых достойных из нас живут чудовищные и совершенно аморальные желания, которые порой обнаруживаются в наших снах».

Чтобы проработать свою тень, нужно в духе описанного выше метода гештальттерапии отождествиться с каждой зловещей фигурой ваших снов. (Мы сами создали их в своих снах. И любое зло, которое они творят, — это наше порождение.) Если человек не признает этого зла как части себя, своей психики и продолжает лицемерно осуждать его в других, с ним происходит странная и печальная трансформация. ОН САМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТОГО, КОГО ОСУЖДАЕТ И ОТВЕРГАЕТ. Я полагаю, что именно в этом заключается смысл евангельской притчи о «непротивлении злу». Одна из трагедий нашей истории заключается в том, что очень часто люди, желающие добиться социальной справедливости, смотрят на стоящих у власти как на врага и олицетворение зла. Но как только они побеждают своего врага и сами приходят к власти, они приобретают все те его черты, которые раньше осуждали.

Тенью для нас может быть ваш друг, которого вы втайне презираете или которому завидуете. Это ваша оборотная сторона. Если вы сексуально раскрепощенный человек, вашей тенью может стать тот, кого вы считаете пуританином. Если вы романтик и непоседа, то очень вероятно, что роль вашей тени для вас будет играть скучный человек, живущий прозаической жизнью мелкого чиновника. Если вы добровольно установили для себя шестидесятичасовую рабочую неделю, тогда ваша тень томится в очереди безработных. Мужчинам может сниться их АНИМА, архетип скрывающейся в них бессознательной женственности, не находящей себе выражения. У женщин такую же роль бессознательной мужественности играет АНИМУС. Таинственная Незнакомка, Беатриче Данте — вот примеры Анимы. Анимус в женских сновидениях может появляться в виде таинственного чужестранца, рыцаря в сверкающей кольчуге, Роберта Рэдфорда или Пола Ньюмена, а нередко и в виде целой группы мужчин.