Смекни!
smekni.com

Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя (стр. 2 из 3)

Однако, несмотря на это, люди обычно не уделяют должного внимания этой субъективной "фундаментальной реальности", замечая ее лишь в моменты серьезных затруднений. Но и в этих случаях мы часто идем привычным "объективным путем", что похоже на попытки "переделать свою жизнь, перекладывая фотографии в семейном альбоме. Мы работаем над недвижимым, по сути мертвым объектом; поэтому не удивительно, что нет реальной пользы от подобных попыток" [Bugental J.F.T., 1976, p.291].

В то же время субъективность столь же важна, сколь и неуловима; ее невозможно даже точно описать, ибо дать точное (т.е. объективное) описание субъективности означает утратить ее существо. Самый верный путь к познанию субъективности - опыт переживания. Поэтому в книгах Бюджентала так много внимания уделено описанию конкретных ситуаций консультирования и их субъективных аспектов, а некоторые состоят из них почти полностью [напр.: Bugental J.F.T., 1976; 1990].

4. Фундаментальная драма развития человека состоит в том, что в ней действуют две главные силы - призывающая к изменениям и сопротивляющаяся им (Из лекций Дж.Бюджентала. Сан-Франциско, 1997 г.).

Борьба этих двух мотивов - развития и стабильности - сопровождает всю жизнь каждого из нас и во многом определяет траекторию жизненного пути. А приход человека за помощью к психотерапевту свидетельствует скорее всего об обострении этой борьбы, о противоречивом и болезненном равнодействии сил. С этой точки зрения ключевой вопрос для психотерапевта заключается в том, какую их этих сил в драме жизненного развития клиента он поддерживает. Принципиально важно, что при ориентации на поддержку и усиление в клиенте тенденции к развитию и изменению Бюджентал исходит из необходимости равного уважения обеих сил. Помогая человеку перестроить свою жизнь, мы должны признавать и деликатно относиться к его естественному беспокойству перед перспективой этой перестройки. И чем глубже изменения, тем сильнее тревога; экзистенциальные изменения с неизбежностью порождают экзистенциальную тревогу и, естественно, сопротивление. Сопротивление - это отстаивание человеком своей "привычной идентичности и знакомого мира перед лицом воспринимаемой угрозы" [Bugental J.F.T., 1987, p.175] и это важнейшее проявление мотива стабильности.

В то же время "фундаментальная драма" проявляется не только как противостояние различных мотивов и тенденций, но и как разные стороны одних и тех же явлений и процессов. В первую очередь это касается "картины мира": сначала человек сам создает "свой мир" (естественно, не без влияния реального мира), а затем этот им же сотворенный конструкт "Я и Мир" не только оказывает мощное воздействие на реальную жизнь своего автора, но и во многом ее ограничивает. Используя одни возможности, одни способы существования, мы тем самым отказываемся от других. Осознание клиентом этой драматической диалектики жизни - непременное условие эффективной работы психотерапевта и важнейший ее результат.

5. Роль психотерапевта - "не в том, чтобы лечить, исправлять или менять клиентов, а в том, чтобы помочь клиентам проявлять способность ... к собственному внутреннему зрению" [Bugental J.F.T., Kleiner R., 1993, p.107].

Ключевой вопрос для любого вида "работы по изменению" таков: если в жизни клиента должны произойти определенные изменения, то КТО осуществляет эти изменения и отвечает за то, чтобы оно произошло? В большинстве психотерапевтических концепций ведущая роль отводится (с той или иной степенью категоричности) психотерапевту - он "специалист", он знает что, как, в каком направлении надо менять. А клиент - объект приложения усилий "специалиста", пассивный реципиент (пассивный - не в том смысле, что ничего не делает, а в том, что не несет ответственности за процесс и результат).

В этом пункте - коренное отличие ЭГП от других подходов. Бюджентал смотрит на клиента как на субъекта изменений. И сила, и ресурсы, и "компас", определяющий желательное направление этих изменений, все это в руках самого "изменяющегося". И хотя, как подчеркивает Бюджентал, у любого психолога в процессе консультирования может возникнуть сильное искушение принять "власть" на себя (тем более, что клиенты, как правило, стремятся передать ему эту власть), но поддаться этому искушению означало бы помешать поискам самого клиента и снять с него ответственность за собственное развитие, то есть закрыть ему дорогу к подлинной "экзистенциальной эмансипации".

Клиент потому и стал клиентом, что не сумел стать хозяином своей жизни, и главный смысл психологической помощи состоит как раз в том, чтобы помочь ему вернуть "законное право" на собственную жизнь. Поэтому Бюджентал считает, что психотерапевты не лечат болезни или нарушения, а "освобождают пленников"; они похожи скорее на "группу спасателей", помогающих человеку выйти из тюрьмы (своей собственной - внутренней тюрьмы) и жить более свободно. В силах терапевта - только ("только"?!) содействовать внутреннему поиску клиента, помочь ему разобраться в себе и найти путь к собственным силам.

Иными словами, Бюджентал исходит из того, что имеет значение не только сам по себе "эмоциональный опыт", полученный человеком в ходе психологической работы (что признается в большинстве современных подходов), "чтобы этот опыт стал ... исцеляющим и способствующим росту, принципиально важно как получен этот опыт" [Bugental J.F.T., 1978, p.16]. Наиболее значимый и конструктивный результат будет, если клиент принимает на себя ответственность за разрешение своих противоречий и сам открывает новые пути. Если он "приходит к своим эмоциональным проблемам вследствие собственного внутреннего исследования ... тогда клиент постигает нечто большее, чем слова и логика, ... переживание бытия в целом. Клиент распространяет внутреннее осознание и на жизнь в целом, и это расширенное осознание остается устойчивой частью личности, обогащающей последующую жизнь множеством тонких способов" [Ibid., p. 17].

Следует отметить еще один принципиально важный момент. Психотерапевт все время стремится понять клиента, но очень важно при этом отдавать себе отчет в относительности и ограниченности таких возможностей. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности "безжалостно непредсказуем" и "не может быть познан до конца", так как сам может выступать источником изменений в собственном живом бытии, разрушающих "объективные" предсказания и ожидаемые результаты. Поэтому Бюджентал предпочитает говорить о "тайне клиента", о "важности и тщетности информации", о том, что в каждом человеке всегда есть "что-то еще" - что-то непознанное, неуловимое и пока не открытое (в том числе - и им самим).

В этом уважении и поддержке в клиенте внутреннего процесса поиска, его ичных открытий и ответственного, мужественного выбора - суть позиции Бюджентала.

6. "В работе по внутреннему поиску идеальное условие для клиента - быть интенсивно присутствующим, то есть быть искренне и почти полностью в данном моменте и в том, что происходит" [Bugental J.F.T., 1978, p.18].

В концепции Бюджентала "присутствие" - одно из ключевых понятий. Это гораздо больше, нежели простое "физическое нахождение". Присутствие означает прежде всего осознание своей субъективности, контакт с собственной внутренней жизнью, с потоком переживаний. "Действительно присутствующий клиент полностью погружен в раскапывание субъективного. ... это не "думание о" или "разгадывание" своего "Я". Это скорее открытость внутреннему исследованию, которое более похоже на медитацию или на чтение захватывающего романа, чем не решение арифметических задач" [Ibid.].

Но присутствие не означает замыкания в себе. Наоборот - это состояние "разомкнутости" и чуткое прислушивание ко всем нюансам своего напряженного взаимодействия с Миром, интенсивное переживание каждого момента этой сопричастности. И, естественно, присутствие означает соприкосновение с непосредственными и актуальными переживаниями. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем - с тем, что в данный момент действительно "живет" в субъективности человека, что актуально "здесь и теперь". Именно в процессе непосредственного проживания - в том числе и событий прошлого или будущего - могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы. "Только в этот момент я жив. Все остальное в определенной мере спекулятивно. Только сейчас, сейчас, я могу изменить свою жизнь" [Ibid., p. 121].

Именно поэтому, по мнению Бюджентала, экзистенциального уровня работы можно достигнуть лишь при условии максимально возможной степени присутствия; причем присутствия обоих - и клиента и психотерапевта.

7. В работе психотерапевта от него "требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента при понимании того, что первейшим инструментом, необходимым для этого ... является собственная субъективность" [Bugental J.F.T., 1987, p.3-4].

То, что обеспечивает нашу работу с клиентом, утверждает Бюджентал, - это мы сами. Психотерапевт "работает собой": своим внутренним миром, своей субъективностью и в первую очередь - своей чувствительностью к внутреннему миру Другого и способностью вступить с ним в глубинное общение, которое уже само по себе обладает целительной силой. Решающим фактором при этом является, однако, cпособность терапевта сделать возможными собственные интенсивные поиски клиента, его осознания и ответственные решения. Это, в свою очередь, предполагает развитие широкого спектра сензитивных способностей и интуиции психолога, позволяющих ему тонко чувствовать сложные, часто едва уловимые, процессы субъективной реальности.