Смекни!
smekni.com

Образование как предмет познания (стр. 5 из 17)

Диалектический анализ - "заключается в том, что явление рассматривается во всеобщих взаимосвязях и развитии, и исходит из понимания действительности как целого, состоящего из взаимообусловливающих частей" (133, с. 145). При использовании этого метода предполагается раскрытие совершенно необходимого, всеобщего содержания предмета познания, но, т.к. об этом методе более подробных сведений не дается, то и нет предмета для анализа. Можно сказать только, что при внешнем применении данного метода к какому-либо явлению, т.е. когда он не является средством выявления предмета исследования, множественность все равно будет присутствовать как раз из-за возможности у исследователя осуществлять выбор для себя многообразных объектов и предметов исследования по собственному усмотрению.

К этим формам анализа Б.Т. Лихачев и Ю.К. Бабанский добавляют структурно-системный анализ (80, с. 85; 8, с. 106). По Ю.К. Бабанскому он заключается в следующем: 1) при познании системы прежде всего наиболее полно охватывают состав ее компонентов, частей, сторон и пр. "При этом познание частей и сторон имеет своей предпосылкой знание гипотетической природы целого Весьма существенным приемом проникновения в целостные свойства системы является вычленение такой единицы, такой "клеточки", которая отражала бы в наиболее полном виде целостную специфику анализируемого объекта" (8, с. 108). Здесь также примечательно то, что "структурно-системный анализ" сам базируется на уже имеющемся знании о "клеточке", т.е. сам он не ведет к определению этой "клеточки" - действительно всеобщей основы изучаемого явления. В его компетенции "наиболее полный охват" сторон исследуемого явления - многообразие содержания налицо. 2) Далее надо максимально всесторонне охарактеризовать связи между целостно описанными компонентами. Важно раскрыть причинно-следственные, генетические, функциональные связи. 3) Из всех связей выявить наиболее устойчивые, сущностные, необходимые, т.е. закономерные связи внутреннего характера; 4) описать внешние связи системы; 5) гипотетически описать основные закономерности данной системы. Здесь так же необходимость содержания задается самим исследователем как требование поиска "устойчивых" связей - сам структурно-системный метод не обуславливает, что надо определять именно эти самые "устойчивые" связи. Многообразие возможно.

Формы синтеза не определены ни в работе Я. Скалковой, ни в работах других ученых-педагогов. Синтез понимается как нечто единственное и само собой разумеющееся. Наиболее остро проблема синтеза осознается у тех ученых, которые занимаются проблемами междисциплинарных исследований. В частности Б.М. Кедров высказывает предположение, что открытие новых форм синтеза, интеграции совершенно перевернет представление ученых о науке (цит. по 90, с. 42). Пока, у ученых-педагогов, наряду с наличием высказываний о перспективности междисциплинарных исследований для познания образования, теоретических разработок проблемы новых форм синтеза нет.

Далее Я. Скалкова характеризует индуктивный и дедуктивный методы. Индукция - обобщение на основе эмпирически полученных фактов (наблюдение, эксперимент, практика), ведет эмпирическое познание к теоретическому - это выведение гипотетических общих заключений из известных частных утверждений, полученных на основе эмпирического материала. Множественность индуктивно полученного содержания здесь в прямую зависит от многообразия обобщаемых эмпирических фактов выбираемых самим исследователем. Новые эмпирические факты - новые индуктивные выводы. Дедукция - выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений, принимаемых как правдивые, на основании законов и правил логики, "это есть процесс логического вывода, перехода о предпосылок к следствиям" ( 1 33, с. 148). Здесь множественность содержания обуславливается, с чего именно начинается дедукция - это выбирает сам исследователь.

Далее Я. Скалкова переходит к рассмотрению моделирования - "воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения" (133, с. 149). Модель создается путем абстрагирования существенного и необходимого от несущественного и случайного.

Модели бывают двух видов: а) материальные (вещественные) и б) идеальные (мысленные). С идеальными моделями производится мысленный эксперимент - "он характеризуется как способ мышления, при котором все, что происходит в конкретной форме, подобным образом осуществляется и в абстракции, когда нужно отвлечься о всех случайных, внешних обстоятельств" (133, с. 153). Идеальная модель строится посредством двух мысленных операций: абстрагирования (вычленения какого-то отношения или свойства из всего многообразия отношений или свойств) и идеализации (создания абстрактных объектов, абстрактных схем). "Введение идеализованных предметов в процесс исследования позволяет создать абстрактную схему реальных процессов, что дает возможность глубже познать их закономерности Идеализация и абстракция дают возможность отражать окружающую действительность в категориях закономерного, необходимого и существенного" (133, с. 154). "В условиях идеализированных, упрощенных ситуаций мы можем описать отношения, которые нас интересуют" (133, с. 154). Вот этой фразой, сказанной самим педагогом-ученым, подтверждается, что именно сам исследователь определяет, что есть необходимое и существенное в изучаемом явлении. Существенным является только то в явлении, что существенно для исследователя, для его целей, а не для явления самого по себе, не та цель, которую явление имеет в себе самом. Но это - очевидный субъективизм.

Методом формализации, пишет далее Я. Скалкова, "мы обобщаем формы процессов, различных по своему содержанию, и полностью абстрагируемся от этого содержания" (133, с. 158). Этот метод помогает создать формальную структуру теории. "Формализация выполнит свое назначение только в том случае, если ее элементы и соотношения могут быть интерпретированы содержательно" (133, с. 158). Формальная структура по своему определению уже предполагает возможность множественности содержания.

Кроме указанных методов Я. Скалкова выделяет еще сравнительно-исторический метод. Этим методом осуществляется сравнение исторических форм явлений в ходе их исторического развития. Применяя его, необходимо не упускать диалектическое единство логического и исторического, т.к. без логического исторический метод познания становится лишь фактографическим описанием явлений. Посредством логического метода исторические формы явлений освобождаются от всего случайного и несущественного (133, см. с. 165).

Здесь впервые прозвучало, что суть самого метода (логического) есть выявление необходимого и существенного и освобождение от всего случайного и несущественного в явлении. Т.е. логический метод единственный из всех перечисленных теоретических методов заявлен как обеспечивающий необходимое содержание предмета познания. К сожалению, в чем именно состоит логический метод у Я. Скалковой не указано. Этот метод не может быть ни одним из уже перечисленных теоретических методов, т.к. они не обеспечивают из себя необходимость, раскрываемого ими содержания предмета познания.

В.А. Сластенин указывает среди теоретических методов научного познания еще: математические методы, устанавливающие количественную зависимость между изучаемыми явлениями (регистрация, ранжирование, шкалирование). И работу с литературой (составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование) (108, с. 105). Оба эти метода также предполагают множественность содержания.

Наличие многообразия определений понятия "образование", о чем шла речь в 1 данной главы с необходимостью есть результат только что изложенного, такого научного исследования производимого учеными-педагогами. Ответ на вопрос, что это за научное исследование, какова его природа и единственно ли оно? - в рамках самой педагогической науки, можно получить только, рассмотрев методологию педагогики, изучающую и описывающую логику и методы научного педагогического исследования. Поэтому и приступим теперь к рассмотрению методологии педагогики.

4. Современная российская педагогическая наука о методологии

"В современном науковедении, - пишет В.А. Сластенин, - под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности" (108, с. 93). Точно также определяет методологию П.И Пидкасистый: она есть учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности (107, см. с.32). Почти также определяется методология Я. Скалковой: она занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса (133, см. с. 7).

Исходя из этих общих представлений о методологии, методология педагогики определяется Я. Скалковой следующим образом: "Методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развития общества" (133, с. 7). С ней согласен П.И Пидкасистый: "Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов оценки качества исследовательской работы" (107, с. 35).